"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (349) от 25.05.2006 г.

Оживляющая смальта

Ирина КАБАНОВА

Искусство мозаики в нашем городе несправедливо забыто. Одна из причин тому – художников-специалистов по этой технике в Саратове единицы. Однако они есть, и благодаря им это искусство обретает второе дыхание. Правда, пока только в области – саратовские художники работают над мозаикой для фронтона церкви Архангела Михаила в селе Приречное Аткарского района.

Мозаичные красоты нашего города ограничиваются тремя произведениями этого искусства – на здании правительства, городской телефонной станции и на торце церкви «Утоли моя печали». Качество последнего дает специалистам повод употреблять в отношении его слово «недоразумение». Ожидать, что еще какие-нибудь городские плоскости украсятся мозаикой, не приходится – эта мысль пока не созрела в головах тех, кто заботится об облике города, кстати, не блещущего декоративными изысками. Дело не столько в дороговизне работ, сколько в отсутствии заинтересованности. «В нашу эпоху одноразовых стаканчиков никто не заказывает художественную мозаику, - говорит художник-реставратор музея им. Радищева Андрей Моченцов. – А между тем это украшение вечное, в отличие от фресок или картин: оно не выгорает, не откалывается, упасть может только вместе со стеной. Христианство и восприняло эту технику именно по причине долговечности». По какой причине была положительно воспринята инициатива художников выложить на фронтоне церкви-новодела в Приречном мозаику из смальты с изображением Архангела Михаила, можно догадываться, но наиболее интересным представляется тот факт, что художники решили подарить мозаику храму.

Село Приречное, бывшее в свое время приусадебным хозяйством Приволжской железной дороги, благодаря этому фактору выглядит сегодня гораздо лучше многих населенных пунктов области. К примеру, инфраструктура села детсадом и церковью не ограничивается. Пять лет назад руководство ПЖД, радевшее за село, пригласило художников расписать только что построенную церковь. «После окончания работ мы ждали, что нам предложат сделать мозаику на фронтоне, - говорит Андрей Моченцов. - Однако не дождались и решили сделать подарок». Как бы там ни было, обстоятельства дали повод говорить о том, что пришедшее когда-то с Востока и усовершенствованное греками, а теперь несправедливо забытое ремесло живо и перспективно.

Эксклюзивность работы подчеркивается словами художника Антона Мисника: «Сегодня в Саратове никто со смальтой не работает. Между тем эта техника позволяет создавать живопись из камня. Эффект живописи создается за счет цвета, и работа эта тонкая: не тот цвет выберешь – и уже ломается анатомия лица, кисти руки. (Вот и одно из объяснений, в чем «недоразумение» мозаичного изображения Богоматери на «Утоли моя печали». – И. К.). Для этого нужно, как минимум, профессиональное образование». Образование Мисника – это, кроме прочего, мастерская монументальной живописи Мыльникова в Академии художеств Санкт-Петербурга.

В качестве мастерской используется старый дачный домик одного из художников – никогда не подумаешь, что в этом вросшем в землю, покосившемся строении рождается произведение искусства. В распоряжении мастеров – станок для резки плитки, на котором кусочки смальты подгоняются по форме согласно эскизу, и пластилин, на который первоначально крепится смальта. Когда картина будет готова, ее перевернут, зальют в бетонный блок и поместят на стену. Движение камней идет по контурам эскиза – этим характеризуется византийский стиль набора, в котором работают художники. Как продвигается дело, свидетельствует выполненный за месяц объем – треть рисунка размером 90 х 70 см. «Всего-то делов – выбрать камень нужного цвета, нужной формы и подставить в нужное место. Только двадцать лет учиться надо», - ирония Мисника явно направлена на неосторожных, считающих мозаику делом нехитрым.

Сегодня максимум, на что хватает умельцев, - это матричная выкладка бассейнов итальянской плиткой «бизац». Художественная мозаика у большинства ассоциируется – и правильно делает - с высоким искусством, которое не поставишь на конвейер, но это, по-видимому, и умеряет энтузиазм. Хотя непонятно, почему произведения искусства не должны умножаться и быть на виду у всех, не прячась в качестве музейных экспонатов. В «Энциклопедии слов» Брокгауза и Ефрона сказано: «Главное назначение мозаики - служить пособницей архитектуры, оживлять собою полы и стены». Саратовские архитекторы отдают предпочтение изыскам геометрии, забывая о существовании монументального декоративного искусства, столь органичного архитектуре. По мнению архитектора Бориса Донецкого, автора книги «Архитекторы Саратова», это вопрос экономии и в целом уровня этой сферы в нашем городе:

- Мозаика – дело дорогостоящее. А украшений в архитектуре - сейчас практически никаких. В основном, в этом качестве применяют выпучивание элементов, это уже стало шаблоном. Новые приемы, которые появляются, у нас копируются и тиражируются, своего ничего нет, и в отличие от Самары, Казани или Нижнего Новгорода Саратов, к сожалению, никогда не выходит в архитектуре на передовые позиции.

Может быть, наши шансы – в монументальной живописи?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29052006082956&oldnumber=349