"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (350) от 1.06.2006 г.

Стыковка миров

Ирина КАБАНОВА

Моцарт и Мендельсон – так прозвучало 25 мая закрытие очередного сезона симфонического оркестра филармонии им. А. Шнитке. Солировал на концерте очень интересный дуэт – французский пианист Владимир Ступель, выступивший также в качестве дирижера, и скрипачка из Америки Юдит Ингольфссон.

К сожалению, степень моего владения обязательным для барышни навыком игры на фортепиано требует замалчивания самого этого факта. На концерте меня посетила мысль о том, что надо было учиться игре на скрипке, дабы играть Моцарта – так меня впечатлило исполнительское искусство американской скрипачки с исландскими корнями Юдит Ингольфссон. Безупречная техника, точное чувство стиля и яркий артистизм сделали ее лауреатом известнейших конкурсов скрипачей и музыкальных фестивалей в Исландии, Америке, Голландии и Швейцарии. Ее приглашают работать лучшие филармонические оркестры мира. И вдруг – Саратов. Пожалуй, повинна в этом встреча в ноябре прошлого года в Нью-Йорке с Владимиром Ступелем – правда, тот еще сам не знал, что вновь приедет в Россию с концертами спустя 22 года после отъезда. И не просто в Россию, а в город, где он родился.

Впрочем, детство и юность Владимир Ступель провел в Москве, куда семья переехала после его рождения. Наверное, можно вести речь о предопределенности судьбы. Мать Владимира, уроженка Саратова Римма Бобрицкая, была ученицей Генриха Нейгауза и обучать сына игре на фортепиано начала, когда тому исполнилось три года. В 12 лет Владимир уже играл Первый концерт Чайковского в Большом зале Московской консерватории, в 17 лет дебютировал как дирижер. С тех пор его арсенал пополнился не одной премией, в том числе полученной на Международном конкурсе пианистов в Женеве. Музыкант постоянно получает приглашения мировых оркестров выступить в качестве солиста или дирижера. Корни такой эволюции он видит в простом принципе: «В 12 лет стараешься не разочаровать маму, а в 44 - себя».

Возможно, вопрос, почему музыканты выбирают друг друга, покажется простым, однако у каждого дуэта – своя история, что всегда вызывает любопытство. Встреча Владимира с Юдит произошла, как большинство встреч в нашей жизни, случайно: скрипач, с которым Ступель готовился к концертам Скрябина в Нью-Йорке, не смог играть, и была предложена кандидатура Юдит, профессионализм которой не побоялся условия Владимира – играть с очень ограниченным количеством репетиций. Но главное, что подчеркивает пианист, – это факт «состыковки миров»: «Музыкант может выиграть самый крупный конкурс скрипачей в Индианаполисе, но это говорит лишь о том, что в тот момент он играл замечательно, а не о том, что с этим человеком можно сойтись. У нас с Юдит это произошло, и я считаю это большим счастьем».

Те, кто сидел в зале, смогли удостовериться в их совместимости и с оркестром нашей филармонии. «Оркестр очень трудолюбивый, мне было с ним интересно. Русская традиция играть Моцарта очень отличается от западной. Думаю, это результат отрезанности России от мира, которая была долгое время. Русская школа игры – романтическая, и, когда просишь музыкантов играть без вибрато, они очень удивляются». Может быть, благодаря нашей романтической школе и получился такой нежный, легкий Моцарт, чего и хотел добиться дирижер. Кстати, дирижирующего с места у рояля пианиста увидишь не так уж часто. «Это чтобы не сидеть», - ответствует Ступель. И добавляет: «Это отношение к камерной музыке. Надобность в дирижере тем больше, чем больше оркестр». Расточая похвалы оркестрантам, пианист как бы невзначай вспомнил, как услышал у одного русского оркестра «родной русский звук - инструменты были плохие». Кажется, о материальном несовершенстве оркестра нашей филармонии не сказал только ленивый.

Разговор о музыке плавно переходит в разговор о культуре. Наша неизвестно откуда взявшаяся уверенность, что в отличие от России на Западе с культурой все в порядке, ошибочна: Ступель не первый, кто говорит о тамошнем сокращении расходов на культуру: «В Германии, когда ставят вопрос о сокращении, выбирают между детсадом и оркестром. Детсаду везет больше, но, когда дети вырастут, их отношение к жизни будет бедным, утилитарным. А помним мы не политиков, а имена тех, кто создал культуру». Определяющая роль массовых вкусов, как и для нас, - проблема для музыкантов за пределами России. «Система организации концертов такова: между двумя известными произведениями или композиторами ставятся неизвестные. При этом аргументом становится то, что Скрябин гениален, но больше любят Бетховена. Конечно, кто не идет по проторенным дорожкам, тому трудно. Но самое ужасное, когда решение принимает бездарность». Конкуренция, зависимость от людей околомузыкальных – эти понятия знакомы исполнителям в любой стране.

Свой приезд в Саратов Владимир Ступель последним не считает и надеется привезти сюда в следующий раз что-нибудь современное, исполнить немецких или исландских композиторов, которых никто не знает.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062006143644&oldnumber=350