"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (350) от 1.06.2006 г.

Конкурс без сюрпризов

Александр ДАВИДЕНКО

Конкурс вокалистов является одной из изюминок Собиновского музыкального фестиваля, который проходил в Саратове уже в 19-й раз. Как никогда много (одна треть от общей численности) оказалось замен, не приехали четверо из ранее заявленных конкурсантов, вместо которых срочно включили в программу других. Это или что-то другое повлияло на уровень исполнительского мастерства, но в целом он оказался слабее предыдущего. К слову, не приехавшая на аналогичный конкурс в 2004 году Н. Мурадымова в следующем году с блеском и безоговорочно завоевала 1-е место.

Так вот, подобной «безоговорочности» сегодня не было. Даже Фатьма Касьяненко (Украина), имеющая полетный, тембрально богатый голос, безо всякого напряжения переходящий из грудного регистра в головной, обладающая прекрасной дикцией, что важно в подвижных речитативах, на самых верхних нотах (в арии Царицы ночи оперы В. Моцарта «Волшебная флейта») была слегка зажата, что смазало впечатление. В итоге ей присудили 3-е место, хотя, объективно, она заслуживала большего.

Молодой бас из Челябинска Дмитрий Романько лучше выглядел в арии короля Филиппа из оперы Д. Верди «Дон Карлос», нежели в «Алеко» С. Рахманинова. Плотный, ровный звук с легким металлическим оттенком хорошо звучит в центре и на верхних нотах и несколько слабее - на нижних (все-таки это не чистый бас, а basso cantante). В голосе чувствуется сдерживаемая эмоциональность, что усиливает впечатление, не разрушая вокала. К сожалению, когда певец освобождается от самоконтроля, стараясь добавить «градуса» в наиболее драматических местах, то верхние ноты, взятые с чувственным перехлестом, ему плохо удаются, звук теряет благородство, а дыхание не поспевает за ним. Из-за этого были слегка подпорчены финал арии Филиппа и вторая половина арии Алеко. Несмотря на это, Д. Романько заработал 2-е место.

Единственным из лауреатов, не вызывающим никаких нареканий, является Петр Толстенко (Беларусь), заслуженно получивший 1-е место. Впрочем, он хорошо знаком саратовским театралам, т. к. уже был отмечен поощрительной премией на ХVII Собиновском фестивале, являясь в ту пору солистом Новосибирского оперного театра. Кстати, он один из «дублеров» нынешнего фестиваля. Как и в прошлый раз, были продемонстрированы высокая культура пения, прекрасная фразировка, сочный звук, хорошая артикуляция, выравненность по диапазонам. Замечательное mezzo voce позволяет делать певцу «вкусные» ферматы в среднем регистре, а чудесное и выразительное pianissimo заставляет с замиранием сердца буквально следовать за вокальной линией. В арии Жермона из оперы Д. Верди «Травиата» он доставил удовольствие кантиленным звучанием и благородством вокального образа, а в речитативе и арии Грязного из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», продемонстрировал умение сочетать высокую эмоциональность, глубокий трагизм и мастерское владение не только вокальным, но и актерским мастерством.

Екатерина Клементьева (Москва) - самая молодая из конкурсантов. У нее легкий, выразительный и гибкий звук, окрашенный в жемчужные тона, подвижный и легко переходящий из среднего регистра в верхний, где он светел и звонок. В арии Марфы («Царская невеста») голос звучал очень сдержанно, без излишней демонстрации вокальных возможностей, чем часто грешат юные исполнители. Не было ненужного форсирования, все было подчинено задаче раскрытия образа героини. Как ни странно, эта певица не была официально отмечена наградой (может быть, решили, что она слишком молода и еще успеет набрать зачетные очки?).

Алла Перчикова (Санкт-Петербург, диплом) использует тонкую вокальную нюансировку для формирования драматического образа Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского). Впрочем, она иногда переигрывает, что мешает вокальной составляющей образа. Голос достаточно яркий, сильный и эмоционально окрашенный, но piano вялое, со слабым дыханием, что иногда сбивает певицу с прицела, и приходится въезжать в ноту.

Мария Максакова (Москва, диплом) обладает прозрачным, подвижным голосом и хорошей дикцией, делающей исполнение подвижных речитативов выразительными. Но певица слишком эмоциональна, с трудом сдерживает себя, отчего piano блеклое, воздуха берется чересчур много, и звук теряет окраску. Кроме того, это приводит к тому, что на гласной «о», звук недостаточно сконцентрирован, широковат. Атака верхних нот происходит с опаской (видимо, есть проблемы), и они остаются излишне открытыми.

Александр Кузнецов (Санкт-Петербург, диплом) - очень дисциплинированный певец, но пока без ярко выраженных особенностей, осваивающий в настоящий момент средний регистр, где звучание наиболее ровное и качественное. Чуть вверх или вниз - и окраска звука тускнеет: блекло в нижнем регистре и несколько сдавленно в верхнем.

Присуждение дипломов двум последним певцам следует рассматривать как большой аванс им на будущее, хотя среди конкурсантов уже сегодня были более достойные претенденты. Из тех, кто остался за чертой призеров, можно отметить Юлию Панченко (Украина) с хорошим вокалом, звучным голосом и яркими верхними нотами (к сожалению, ей не слишком удается гласная «и», которую она постоянно и довольно грубовато переделывает в «е»). Кроме этого, не украшает пение сильное носовое звучание и несколько стертая дикция. Бас Георгий Дмитриев (Узбекистан), видимо, неплохо чувствует себя в небольших, острохарактерных ролях. На это указывает его чрезмерная жестикуляция и отчаянная мимика. Голос у него не может наполнить большой зал, но в уютных помещениях должен звучать неплохо, т. к. он хорошо окрашен, достаточно ровный, пение профессиональное и точное. Правда, нижние ноты глуховаты, да и голос не полетный - он словно с трудом преодолевает ротовую полость.

Если у перечисленных конкурсантов можно выделить в пении больше хорошего, нежели плохого, то у оставшихся - сплошные «неуды», поэтому появление их на сцене саратовского театра можно воспринимать скорее как недоразумение. Несмотря на все это, можно признать конкурс достаточно удачным, т. к. слишком очевидных провалов не было.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062006143714&oldnumber=350