"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (359) от 3.08.2006 г.

От кооператива-89 до бизнеса-2006

Беседовал Александр СОРОКИН

Продержаться в отечественном бизнесе со времен образования первых советских кооперативов до сегодняшнего дня – задача не из легких. Подобных предпринимателей совсем немного в Саратове, да и в России тоже. Сергей Васильевич КРУГЛОВ, основатель кооператива «Валёр» (ныне ООО «Валёр»), не только продержался, но и сумел сделать свой бизнес успешным и стабильным. Перед вами – история старожила советско-российского бизнеса.

- Сергей Васильевич, это только так говорится просто – открыть свое дело. В реальности эти простые слова превращаются в довольно-таки растянутую по времени проблему. Каково было начинать с нуля, да еще и в советское время?

- Начинать было – ох, как непросто! Никаких сведений о том, как правильно открыть свой кооператив, не было. Просто не было. До нас только доходили сведения о том, что открывать их разрешили, а как открывать – неизвестно. Я собирал данные буквально по крупицам – из публикаций в газетах, из рассказов тех, кому удалось-таки открыть свой кооператив.

Я выяснил, что кооператив можно открыть только на базе какого-либо крупного предприятия. Тогда я сам обошел все окрестные предприятия, пытаясь договориться с их руководителями. Вскоре директор одной из контор, принадлежащих железной дороге, согласился со мной сотрудничать. Да и немудрено – я обещал регулярно платить арендную плату за выделенное мне помещение, обязывался давать подработку тамошнему бухгалтеру и вообще старался организовать, выражаясь современным языком, социально ответственный бизнес.

Так все и началось – 23 марта 1989 года. Под моим началом оказалось несколько художников, мы с ними занялись оформлением интерьеров магазинов, кафе, ресторанов. Помимо чисто коммерческих заказов, выполняли еще и социальные – оформляли детские сады, например. Поскольку поначалу конкуренции почти не было, заказов было много, дела шли успешно.

- А что же вас все-таки побудило открыть собственное дело? В то время, когда это было совершенно не принято в обществе и даже воспринималось многими отрицательно?

- Причиной стали некоторые особенности моего характера. Правда, я их для себя сформулировал позднее.

Во-первых, это инициативность, нежелание кому бы то ни было подчиняться. Я всегда был хоть небольшим, но начальником – с юности я занимался комсомольской работой, потом на заводе работал конструктором, потом технологом, затем занял должность главного инженера. Наверное, начальство видело во мне инициативность и изобретательность. Ну а когда появилась возможность, я сразу же ушел в автономное плавание. Мне нравится, когда все зависит только от меня.

А во-вторых, я очень современный человек, быстро усваиваю новое, а не сопротивляюсь ему, как многие. Даже сейчас, когда мне пятьдесят шесть лет, я думаю, что развиваюсь динамично – в частности, сразу беру на вооружение новые технологии, постоянно совершенствуюсь. Это качество помогает мне быстро сориентироваться и в бизнесе – на этом игровом поле берет верх умение определять перспективность нового направления.

В-третьих, я очень люблю преображать мир вокруг себя, а не терпеть действительность. Я вообще не люблю, когда мне советуют что-либо терпеть. Я пришел в этот мир, чтобы жить и получать от жизни удовольствие, а не для того, чтобы терпеть.

- Наверное, поначалу к вам многие относились недоброжелательно? Помню, какой оттенок вкладывали люди в слово «кооператор»...

- Да, поначалу некоторые мои друзья стали поглядывать на меня чуть ли не с неприязнью. Кооператор был синонимом спекулянта. И это несмотря на то, что мы многим помогали.

Зато спустя несколько лет, когда заниматься бизнесом стало модно, все они стали обращаться ко мне за советом. В обществе всегда так – сперва выбиваются вперед самые инициативные, на них смотрят с неодобрением: как же так, все вокруг работают на заводах, все довольны своей жизнью, а этот вылез зачем-то. Больше всех ему надо. А когда ветер меняется, то в слово «бизнесмен» начинают вкладывать даже больше сладострастия, чем в словосочетание «секретарь обкома».

- А каким стало развитие вашего бизнеса? Ведь вам уже тогда, наверное, было ясно, что необходимо развиваться?

- Да, я уже тогда понимал, что только на оформлении помещений долго не протянешь – появлялась конкуренция, рынок заполнялся. Поэтому я постоянно держал нос по ветру. По счастью, круг моих знакомых был довольно широк и постоянно расширялся – я вращался среди деятелей культуры, знакомясь с ними через моих художников, знакомился с другими кооператорами, которые после 91-го начали превращаться в бизнесменов. И вскоре мне предложили выгодное дело. Это был книгоиздательский бизнес.

- Как? В голодные для большинства российских людей 90-е, когда вокруг был сплошной хаос, и вдруг – издательство?

- Представьте себе. Сперва я тоже засомневался, а потом понял, что дело выгорит. В стране был еще и книжный голод, а не только реальный. Необходимо было выпустить несколько хороших книг большим тиражом. Первой книгой, выпущенной нашим издательством в 1991 году, стал Майн Рид - «Охотники за скальпами». Тираж этой книги составил 200 тысяч экземпляров. Сразу скажу: рентабельность этого тиража составила 600 процентов. В это трудно поверить, но это так. В 90-е годы книги разбирали почти мгновенно. Затем мы выпустили еще несколько книг: «Анжелика в Квебеке», «Ретт Батлер» и серию «Книги тайн». Помимо коммерческих книг, мы выпустили также несколько книг саратовских ученых и поэтов.

В целом общий тираж изданных книг перевалил за миллион. Чтобы понять, сколько это, представьте 12 железнодорожных вагонов, доверху набитых бумагой – вес изданных книг составил около 600 тонн.

- И все-таки расскажите поподробнее о том, как это все было организовано. А то не верится: в Саратове – и вдруг издательство, выпускающее стотысячные тиражи.

- Мы выкупили лицензию у одного московского издательства, затем заключили договор с саратовским «Полиграфистом» на печать тиража, закупили вагон бумаги, бумвинила и картона. И дело началось.

Упрощало наш новоиспеченный бизнес то, что мы печатали книги, увидевшие свет до 1970 года, поэтому согласно законодательству, действующему в данной сфере, мы не должны были платить за авторские права. Это позволило сильно сэкономить.

Далее я сам лично занялся распространением тиража – ездил по книжным ярмаркам, заводил знакомства с директорами крупных книжных магазинов по стране, разменивал тираж у других книгоиздателей. Был такой прием: приезжаешь с одной книгой в ассортименте и, меняясь с другими издателями, расширяешь свой ассортимент. Так легче сбыть тираж.

- Но и на книгоиздательстве вы, надо полагать, не остановились?

- Можно сказать, что я человек увлекающийся, постоянно расширяющий свой кругозор. Поэтому попутно я развивал еще несколько направлений бизнеса. В частности, я запустил свой салон сотовой связи, музыкальный магазин. У нашей фирмы вообще много коммерческих направлений – это придает ей устойчивость. Никогда нельзя складывать яйца в одну корзину.

К тому же, повертевшись на игровом поле бизнеса, приобретаешь опыт, обжигаешься, но становишься более сильным и мудрым. Поэтому расширять становится легче – помогают накопленные знания. Кроме того, я часто езжу в бизнес-командировки в США, Европу и страны Азии, где перенимаю опыт иностранных предпринимателей.

Я часто помогаю молодым людям, приходящим в бизнес, даю советы, поддерживаю. Мои знакомые удивляются, ведь я с этого ничего не имею. А я им отвечаю: «Как же не имею, если люди, которым я помог, отправились в самостоятельное путешествие?». Это приятно – сознавать, что помог кому-то встать на ноги. Вроде отцовства.

Я вообще стараюсь вести дела согласно букве закона, помогая при этом людям. Это и помогает мне держаться на плаву восемнадцатый год. Мы занимаемся меценатством, оказываем посильную помощь инвалидам, детским домам, школам и интернатам. Так и живем.

- Несмотря на все это, наверняка немало кривотолков вызвало открытие вашего магазина «Интим»...

- Действительно, 12 апреля 1996 года (в День космонавтики), когда магазин-салон на Вольской, 58 (во дворе) открылся, многие вообще не верили, что подобный бизнес будет интересен Саратову. Некоторые кривили рот – им казалось, что заниматься подобным бизнесом стыдно. Таких я спрашивал, имеют ли они все жизненно необходимые органы. Если да, то почему они считают, что одни органы хуже других? Уже тогда я считал, что интимные товары нужны в первую очередь для здоровья человека, для его гармоничного существования.

Если сперва магазин «Интим» был для меня просто бизнесом, очередным его ответвлением, то затем я им увлекся. И теперь могу вполне аргументированно ответить моим вероятным оппонентам, продолжающим кривить рот (благо, таких осталось не так уж много).

Во-первых, я считаю, что подобные товары поднимают настроение, рождают веселье. Даже самый пустячный сувенир эротической направленности заряжает людей радостью. Если, конечно, они не ханжи.

Во-вторых, они помогают разнообразить и улучшить сексуальную жизнь – литература, видео, всевозможные игрушки, белье и аксессуары, а также разнообразные эротические духи с феромонами вносят новое в жизнь пары, заставляют фантазировать, позволяют отвлечься, расслабиться, по-новому взглянуть на уже, казалось бы, знакомое.

Ну и в-третьих, для тех, кто временно не имеет сексуального партнера, у нас тоже найдется немало товаров.

Для чего все это нужно? Да просто я считаю, что человек должен быть гармоничен во всем – у него не должно оставаться незатронутых сфер жизни и личного здоровья. Наряду с культурой правильного питания важна также культура здоровой сексуальности, ведущей как к эмоциональной, так и к физической разрядке.

Поэтому я и занимаюсь этим бизнесом, несмотря на то, что он далеко не является лидером по прибыльности.

- Для того чтобы создать и поддерживать свой настолько разветвленный и динамично расширяющийся бизнес, необходимо обладать недюжинной энергией и здоровьем. Есть ли у вас какие-нибудь секреты?

- Секреты, безусловно, есть. Если говорить о жизненной энергии, то она передалась мне по наследству от родителей – они обладали огромным запасом жизнелюбия и оптимизма. А что касается здоровья, то оно по наследству не передается, его нужно создавать и поддерживать.

Очень важным шагом на пути к моему здоровью стало решение бросить курить. Я курил до этого 17 лет, но все-таки бросил. Разработал целую систему - можно сказать, свой метод отказа от сигарет. Если захотите, я могу целую статью вам надиктовать. Уверен, что многим вашим читателям это может пригодиться.

Также важно не перебирать с алкоголем. Я могу выпить, но не больше тридцати граммов – как советский министр здравоохранения Чазов.

Потом очень важный момент – питание. Вы не найдете в моем доме сахара и сладостей, кроме меда. Также мы с женой потребляем много овощей. У нас есть правило: если ты съел кусочек мяса, съешь в пять раз больше овощей. И мясо мы употребляем только свежее, а не замороженное. И еще очень важный нюанс: мы стараемся последний прием пищи проводить не позднее 6 часов вечера.

Очень помогает то, что я ежедневно делаю зарядку, обретая рабочую форму. Но здесь тоже важно не перенапрячься, а сделать ровно столько, сколько тебе нужно. А то некоторые путают спортивные нагрузки с зарядкой.

Также помогает то, что я чередую периоды активной деятельности и отдыха. Это очень важно – уметь отдыхать. А то сейчас очень многие не умеют этого делать – работают без перерыва и отдыха, а затем заболевают или вовсе падают.

- И как же вы отдыхаете?

- Я слушаю музыку, парюсь в сауне, купаюсь в бассейне, провожу аутотренинг, медитирую. А если нахожусь на даче, то купаюсь в Волге и загораю. В летний период я вообще стараюсь все дела, по возможности, вести с дачи – у меня там есть что-то вроде рабочего кабинета со всеми необходимыми средствами связи.

Кстати, необходимый компонент для энергичной, здоровой жизни – это семейное счастье. Я счастлив в браке, у меня двое прекрасных детей, работающих в нашей фирме. Со своей супругой я живу вот уже более тридцати лет, и мне никто больше не нужен. Кстати, она также работает в нашем совместном бизнесе.

- Скажите, Сергей Васильевич, есть ли у вас еще несбывшиеся мечты, планы, проекты? Или все, что вы хотели, уже сбылось?

- Ну что вы! Я часто мечтаю, планирую съездить в тот или иной город, страну, где еще не был. Иногда у меня появляются почти мальчишеские желания. Например, увидел в интернете рекламу махолета, интересного летательного аппарата, и загорелся желанием его изготовить. Или хотя бы помечтать об этом.

Да и в бизнесе хотелось бы развиваться – сейчас я ищу новых партнеров, лидеров секс-индустрии для своего бизнеса в России и за рубежом, общаюсь со многими людьми, консультируюсь, советуюсь. Хочется развиваться – интеллектуально и финансово. Чтобы хватало средств на осуществление мечтаний. А там, глядишь, и новое направление бизнеса проклюнется!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7082006155213&oldnumber=359