"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (359) от 3.08.2006 г.

Взмах палочки – и?..

Ирина КАБАНОВА

Еще совсем недавно и представить было нельзя, что покачнется один из столпов культурной жизни Саратова – театр оперы и балета, и главный дирижер Юрий Кочнев заявит о своем уходе. О причинах и подводных камнях писалось уже немало, но сейчас речь не об этом – ситуация вскрыла более глобальную проблему: кадровый голод в оркестровом дирижировании.

И это в городе, где музыканты практически со всей страны получают консерваторское образование! В связи с этим весьма резко прозвучали слова министра культуры области Михаила Брызгалова на одной из пресс-конференций, посвященных конфликту вокруг оперного, о том, что надо спросить саратовскую консерваторию, почему в городе не оказалось приемлемой кандидатуры на роль главного дирижера и руководителя театра.

- Этот вопрос остро стоит для всей провинциальной России, - комментирует ситуацию ректор Саратовской консерватории им. Л. Собинова Анатолий Скрипай. - Я помню многих дирижеров, работавших у нас в Саратове, и никогда не думал, что эта профессия станет дефицитной. В этих обстоятельствах не действует пословица, что незаменимых людей нет. Был в нашей филармонии замечательный дирижер Линь Тао, но он не наш, хотя по образованию русский дирижер, ведь в Китае сильны традиции нашей школы. Кочнев – единственный человек, который мог воспитывать дирижеров. Но он не берет студентов обычного уровня, поскольку это профессия редкая и готовить средних ремесленников в ней нельзя. Сейчас у Кочнева учится один аспирант из Москвы. В этом году на оркестровое дирижирование приема нет вообще.

Кочевая профессия

Как бы там ни было, наличие в городе консерватории не может автоматически гарантировать резерв музыкантов уровня Юрия Кочнева. Во-первых, талант штатным расписанием не регулируется, а во-вторых, возможно ли существование в одном городе нескольких равнозначных музыкантов с 30-летним стажем, способных занять место руководителя театра? Не случайно в стране и в мире существует вполне нормальная практика приглашения музыкантов и дирижеров из других мест. Так что вряд ли стоит бить во все колокола по поводу того, что театр остался без руководителя. В том-то и дело, что не останется: областное министерство культуры, играющее в данном случае роль работодателя, уж об этом позаботится. Но мы настолько привыкли к тому, что в оперном – Кочнев, а в филармонии – Линь Тао, что представить себе не можем другого решения. Между тем в филармонии сейчас возникла та же проблема: у главного дирижера симфонического оркестра Линь Тао закончился трехгодичный контракт, который музыкант решил не продлевать, поскольку впереди у него большой объем работы в Кемерове, откуда, собственно, его и пригласили в Саратов три года назад, и около двадцати концертов в Китае. Поэтому в новом сезоне у симфонического оркестра не будет главного дирижера, но будут приглашенные, в числе которых – лауреат международного конкурса, директор Уральского академического филармонического оркестра Энхе; народный артист России Семен Коган из Самары; заслуженный деятель искусств РФ, скрипач квартета им. Бородина Московской государственной филармонии Рубен Агаронян; пианист Игнат Солженицын, сын Александра Солженицына, и другие.

- Прошли те времена, когда дирижер сидел на одном месте, - говорит директор Саратовской филармонии им. А. Шнитке Светлана Краснощекова. – Любой уважающий себя дирижер старается поработать в нескольких коллективах, это придает ему, как специалисту, хорошую огранку. Однако сегодня симфонического дирижирования практически нет как факультета. В основной массе работают дирижеры-хоровики.

Раньше в саратовской консерватории работало отделение оперно-симфонического дирижирования. Потом оно прекратило существование – как объясняет Анатолий Скрипай, «потерялся стержень», и, кроме того, это совпало со временем более строгого лицензирования вузов в 90-е годы.

«Скажи мне, любезный Фагот…»

Впрочем, кадровый голод существует не только в дирижерской среде и касается симфонических оркестров в целом. Нехватка инструменталистов есть практически в любом оркестре. Сейчас самые дефицитные специальности – это фагот, гобой, валторна. Если вспомнить слова Михаила Швыдкого о том, что для появления одного хорошего фаготиста необходимо, чтобы 80 фаготистов закончили консерваторию, памятуя о том, что класса фагота, например, в нашей консерватории нет, создается впечатление, что измененить ситуацию нереально. Завершает столь «радужную» картину проблема хорошего инструмента для любого оркестранта: если взять тот же фагот, то копить 270 тысяч музыканту с зарплатой в три придется и в следующих жизнях тоже. Материальная сторона вопроса все так же оставляет негативные ощущения в душе человека, проучившегося семь лет в музыкальной школе, 4 – в музучилище, 5 – в консерватории и 2 – в аспирантуре.

Тем не менее желающие получить профессию музыканта существуют, несмотря ни на что, хотя и не в большом количестве. В этом году в приемную комиссию консерватории подано 151 заявление, конкурс составляет 2 человека на место на вокальном и фортепианном отделениях, на духовые и струнные инструменты конкурса нет вообще – одно заявление на место.

Куда потом?

Когда человек отдает 18 лет своей жизни музыке, менять профессиональную ориентацию сразу по окончании учебы он вряд ли кинется. С другой стороны, в провинциальных городах не так много профессиональных коллективов, и если самому не браться за создание, скажем, своего квинтета (а заниматься этим каждый второй вряд ли найдет в себе силы), то устроиться куда-либо представляется задачей не из простых. Большинство выпускников старается устроиться в столице – там около сорока оркестров, места хватает всем. Но есть и варианты.

- Так исторически сложилось, что наш вуз работает на страну, оркестранты распределяются по оркестрам по всей России, - говорит Анатолий Скрипай. - К нам поступают студенты из Сургута, Петропавловска, Москвы – это связано с тем, что студент едет поступать туда, где учился его педагог. Такова традиция. Многие выпускники театрального факультета устраиваются в Москве, Пензе, Балакове. 70 процентов музыкантов устраиваются по областным музучилищам, театрам, оркестрам. Очень редки случаи изменения профессии, в основном все устраиваются по специальности.

Одним словом, кто ищет, тот всегда найдет. Кстати, поиски можно начать, не выходя из стен консерватории – на доске возле ректората сейчас висит объявление о конкурсе на вакантные места в Ульяновский академический симфонический оркестр филармонии «Губернский». Хочешь быть музыкантом – будь им?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7082006155350&oldnumber=359