"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (363) от 31.08.2006

Угол зрения

С капитаном ОНО на якоре

Александр СОРОКИН

«Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль», -- пели мы и наши родители на линейках и выпускных вечерах, роняя набегающую слезу. Пели мы старательно, а в смысл песни не вдумывались. А между тем стоило бы задуматься, ведь школа долгие годы напоминала отнюдь не «корабль, бегущий вдаль», а скорее дебаркадер, который стоит на месте, в то время когда все вокруг меняется.

Немного о названиях

Ну что мы за страна такая? У нас самые хорошие вещи, без которых невозможна счастливая жизнь человека, называются самыми нехорошими именами. Ну, например, брак -- неплохое словечко, да? Так у нас кличут официальное оформление отношений. А, как говаривал капитан Врунгель, «как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Та же проблема с образованием. Все бы ничего, да вот только начальство подкачало. Управляет ведь школами определенного района не кто-нибудь, а ОНО! Напоминает типичное начало фильма ужасов: «И школьники, и учителя были хорошими, вот только не было у них надежды -- ими правило ОНО!».

Впрочем, названия самих учебных заведений тоже оставляют желать лучшего. Вроде бы (в очередной раз) мы боролись за искоренение бюрократии. Но названия говорят сами за себя -- «МОУ «СОШ». Очень похоже на сокращения первых лет советской власти. Вот только они стали еще более заковыристыми.

Вдумайтесь в смысл фразы «Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа». А что, школа бывает еще и необразовательным учреждением? Нельзя ли назвать просто: муниципальная школа?

С вузами дела обстоят еще хуже. Чего стоит хотя бы такое название: ФГОУ ВПО «СГАУ им. Н.И. Вавилова». Расшифровываю: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Вавилова». Сразу почему-то вспоминается знаменитое «масло масляное». Вот только тут не просто масло, но еще и в масляном соусе.

Смысл преобразований

Вот в этом и есть смысл многих сегодняшних преобразований -- пустить пыль в глаза за счет сложных переименований старых структур. А воз и ныне там. Взять хотя бы автоинспекцию -- сперва ГАИ, потом ГИБДД и ДОБДД, а на перекрестках по-прежнему стоят люди, заинтересованные прежде всего во взимании штрафов в два кармана -- свой и государственный.

Вот в школе сейчас затеяли изменения. Ввели ЕГЭ, заменили некоторые учебники. И что, кому-то стало лучше учиться?

Вспоминается случай из собственной школьной практики: на экзамене по русскому языку чиновник из районо, вскрывая конверт с темами сочинений, приговаривал: «Мы даже сами не знаем, что там». Ученики тихо посмеивались: тщательно переписанные, проверенные многочисленными знакомыми докторами филологических наук сочинения тихо ждали своего часа под экзаменационными столами. Наверняка единый и могучий государственный экзамен -- такая же тайна для сегодняшних учеников. И никто не знает, «что там».

Что же касается новых учебников, то многие ими недовольны. Дело в том, что они излишне пространны и «изливаются мыслию по древу» так обширно и концептуально, будто читать их будут студенты последних курсов университета, а не школьники. И это при том, что давно уже доказано, что мышление и логический аппарат развиваются с возрастом -- школьнику лучше давать более конкретные знания, без абстракций (или с минимумом таковых).

Почему-то вспоминаются собственные мучения при чтении тех или иных учебников. И хочется, чтобы те, кто пишут учебники, проводили опросы среди школьников, учитывая их предпочтения.

С благодарностью вспоминаются лишь некоторые учебники. Те, в которых разделы и темы были выстроены в логическом порядке, где имелись многочисленные примеры, где авторы не забывали, что имеют дело с детьми, а не с доцентами.

Но главными действующими лицами учебного процесса являются, конечно же, не учебники, а учителя. Ведь хорошего устного объяснения, на пальцах, не заменит ни один учебник.

Учителя

Что предмет интересным делает человек, я явственно понял в седьмом классе, когда нашу учительницу по биологии заменяла молодая практикантка. Она читала по бумажке монотонным голосом, не приводила интересных примеров и практически не смотрела на класс, который не шумел, потому что все... спали. Да, все заснули на биологии, на одном из любимейших наших предметов. А ведь когда урок вела наша родная учительница, трудно было заснуть. Когда она рассказывала про мух -- переносчиц заболеваний, класс немного подташнивало, если объясняла анатомию раков -- всем хотелось на рыбалку.

А действительно -- вспомните школу. Что запомнилось из предметов? Наверное, то, что было рассказано с огоньком. А идти хотелось туда, где к вам относились с уважением.

Сейчас реформа школьного образования в России перешла в новую плоскость. После нескольких лет серьезных изменений -- проведения эксперимента по единому государственному экзамену, замены старых учебников на новые -- решено было взяться за тех, кто учит. Оказалось, что во всех неудачах по проведению реформ виноваты педагоги пенсионного возраста: они, дескать, не пускают в школу более молодых учителей, препятствуют модернизации системы образования.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, сказал по этому поводу: «Многие учителя пенсионного возраста не уходят из школ из-за низких пенсий, а молодежь не приходит в школы не только в связи с низкой зарплатой, но и потому, что все места заняты и в большинстве школ молодых не ждут».

Легко винить пенсионеров в том, что образование стало плохим. А ведь то, хороший учитель или плохой, не зависит от возраста. Выгонять надо плохих учителей, а не пожилых.

Молодая кровь

Да, школе нужна молодая кровь -- чтобы было из кого выбирать, чтобы можно было оставить самых лучших. Но это вовсе не значит, что нужно обязательно выгонять тех, кто знает и любит свое дело и кого (и это самое главное) любят ученики.

Что сейчас может предложить молодому специалисту школа?

В департаменте финансов министерства образования РФ подготовлен проект изменений системы оплаты труда педагогов. Основной смысл нововведения -- переход с системы Единой тарифной сетки (ЕТС) к стимулирующему принципу выплат. По замыслу минобразования, учитель должен получать не за количество часов и учеников, а за качество преподавания. Однако этот вопрос в проекте явно не проработан. Критериев оценки качества обучения в предложениях финансистов министерства нет. Зато достаточно ясно прописано другое соотношение: чем выше качество подготовки самого педагога, тем больше у него будет зарплата. Чем больше у него стаж, тем больше коэффициент выплат.

Базовые ставки учителей варьируются от 3445 до 8780 рублей. Оклады педагогов первой, второй и третьей категорий -- чуть выше: от 6400 до 9590 рублей в месяц. К базовой части предлагается приплюсовывать коэффициенты -- это региональная надбавка и надбавка «за достижения». Например, за звание «Народный учитель» -- 1500 рублей в месяц, за «Заслуженного учителя» -- 900 рублей в месяц и т. д.

Известно, что эти предварительные выкладки не устраивают министра образования Андрея Фурсенко. Он настаивает на необходимости «завязать» зарплаты учителей с показателями качества подготовки ученика.

Каковы могут быть эти критерии? Многие руководители образования предлагают усложнить схему начисления денег и ввести множество коэффициентов. Например, за проверку тетрадей, за экскурсии, за количество медалистов, за процент абитуриентов и отличников и т. д. Сейчас же из проекта ясно, что при переходе с ЕТС на отраслевую систему оплаты средний оклад учителя вырастет в два раза: с 2296,8 рубля (сейчас) до 5860 рублей (в будущем).

Все эти выкладки говорят об одном: молодежь в учителя пойдет с неохотой. Ну не престижно это сейчас. Намного «модней» работать в салоне связи или в бутике. А ведь «модность» учительской профессии можно поднять.

Я знаю немало молодых людей, которые мечтали работать в школе, мечтали учить детей, но предали свою мечту по одной простой причине. Имя этой причине -- деньги, ведь, для того чтобы жить в современной России, нужны порядочные деньги. Прожиточным минимумом молодого человека уже давно являются десять тысяч. И это действительно минимум, учитывая то, что нужно снимать квартиру (или платить по ипотечным кредитам).

До тех пор, пока учителям (молодым, только что пришедшим) не положат искомую сумму в месяц, не пойдут в эту профессию люди. Естественно, что «матерые» учителя должны получать еще больше. Тогда будет стимул развиваться.

Есть просвет

Может быть, ту самую, долгожданную и справедливую «десятку» учителя начнут получать еще очень нескоро. Но все же есть надежда на улучшение финансовых дел.

Запланированный рост финансирования образования на 2007 год -- 38 процентов, в том числе почти на 60 процентов вырастет финансирование нацпроекта. По линии Федерального агентства по образованию выделено около 200 миллиардов рублей. Плюс к этому средства, проходящие по другим отраслевым ведомствам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения.

В первую очередь будут продолжены конкурсы в рамках нацпроекта «Образование». Более того, в 2007 году к уже существующим грантам добавятся новые. Прежде всего конкурс регионов, которые проводят комплексные программы развития образования. На эти цели предлагается выделять 3,5 миллиарда рублей в год. Проект рассчитан на три года. В первый регионы-победители получат по 75 миллионов рублей (таких регионов будет около 20). Во второй год -- половину от этой суммы, в третий год -- четверть. Всего за три года в конкурсе поучаствуют 40 регионов. К тому же увеличится количество грантов по инновационным программам развития вузов. Если на 2006-2007 годы на эти гранты выделено 10 миллиардов рублей, то вузам, победившим в конкурсе на 2007-2008 годы (он стартует в конце октября), будет выделено уже 20 миллиардов.

Государство, как всегда, дает надежду, манит, дразнит. Вот только сможет ли оно перебить у молодых охоту продавать «сотики»? Ведь все эти гранты и конкурсы достанутся далеко не всем.

Когда же наконец профессор университета, проучившийся двадцать лет, защитивший все необходимые диссертации и обучающий студентов, сможет получать столько, что у него не появится желания брать взятку?

Когда-нибудь это замечательное время наступит. «Жаль только, жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе…»

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4092006195357&oldnumber=363