"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (364) от 07.09.2006

Высшие сферы

Как собрать и как вместить

Ирина КАБАНОВА

В пору разгула мобильных телефонов начинаешь тихо ненавидеть классику -- нет звуков печальнее, чем Бах и Моцарт в рингтонах. Суррогаты мировых шедевров столь же идут на пользу культурному уровню нации, сколько можно ожидать этого от попсы. И куда интеллигенту податься с его высококультурными запросами, если вокруг -- только «унса-унса» про черный бумер и мобильное «та-та-та-та-а-а» Иоганна Себастьяна? А главное -- как бы перетянуть побольше народу на сторону хорошей музыки?

Орган «Кому за 50»

Массовый вкус -- штука подлая. Мнишь себя ценителем прекрасного, а под шумок, если компания веселая, и под шансон отплясывать не гнушаешься. Судя по всему, духовно мы все так же исправно нищаем (эх, словечко мощное, много любителей его употребить!). Есть два способа к тому отношения. Первый: хозяин -- барин, каждый выбирает духовную пищу по себе, и бог с ним. Хочет развлекухи -- шоу-бизнес ради него ночами не спит. Второй: зрителя надо воспитывать, даже если придется для этого приковать его наручниками к зрительскому креслу на фортепианном концерте. Во всем свои прелести, но, как бы там ни было, радует то, что у саратовцев есть выбор. Однако то, сколько народу почтит артиста, -- дело техники организаторов концертной жизни города.

Со звездами поп-сцены все ясно: афиши с одухотворенным ликом, знакомым до боли, бывает достаточно, чтобы сделать кассу. Что касается серьезной музыки, сетования организаторов по поводу недостаточной заполняемости зала и малого количества молодежи не иссякают.

-- Проблема в том, что люди не всегда воспринимают спектакль или концерт как сложный компонент, -- говорит директор концертной организации «Маэстро» Олег Белоцерковский. -- Чаще всего они считают, что знают Чехова, потому что посмотрели один раз «Три сестры» или «Дядю Ваню». У нас так было в прошлом году: в начале года на органном концерте полный зал, люди стоят. С каждым последующим месяцем зрителей все меньше, в марте можно вообще закрывать органные концерты. Они говорят: «А мы на органе были» и думают, что каждый раз будет то же самое. Поэтому я ставлю себе задачу: каждый раз нужен уникальный концерт. В России аудитория на органных концертах вымирающая, публика ходит все старее. Молодежь, школьники, к сожалению, сегодня вообще не ходят на классические концерты или ходят из-под палки. Поэтому надо их чем-то заинтересовать во избежание превращения органных концертов в клуб «Кому за 50».

Классика в прохладе

Динамика времени требует от организаторов классических концертов нового подхода к зрителю. Вполне понятно, что у приведенного на концерт юного невольника родительской любви к музыке спокойный, выдержанный характер исполнения на органе ассоциируется со словом «скука». Первым шагом в борьбе с подобным толкованием органных концертов стал мультимедийный экран в зале консерватории, с помощью которого зрители смогут теперь наблюдать за самим процессом игры органиста, становясь свидетелями того, до чего это увлекательное занятие, ведь в отличие от фортепиано здесь три клавиатуры плюс ножная, шесть рядов кнопок регистров, и все это приходит в действие на глазах зрителей, привыкших обычно видеть только спину музыканта. Прошедший 1 сентября концерт московского органиста Александра Удальцова, устроенный для 350 детей-сирот области, возможно, даст им импульс к дальнейшему постижению инструмента с 2000-летней историей. Кстати, XV Международный фестиваль органной музыки «Пять веков короля», который пройдет в новом сезоне, как предполагает Олег Белоцерковский, должен привлечь в основной массе именно молодежь -- благодаря синтезу жанров, удачной форме сочетания стилевых особенностей классических и эстрадных концертов. Так, концерт британского музыканта Патрика Хоппера «Орган по-ирландски» украсит ирландский танец в исполнении саратовского шоу-балета «Поиск. На декабрь намечен концерт органа в тандеме с ансамблем старинной музыки «Трио-Соната», где классика соединится с современной обработкой популярной европейской музыки. Наконец, касательно самой организации концертов в Большом зале консерватории, как подчеркивает Олег Вениаминович, дело сдвинулось с мертвой точки:

-- Этот зал надо использовать по-новому. Теперь мы ставим фонари, подсветку на сцене -- такого раньше не было. К примеру, на вечере, посвященном Вертинскому, здесь будет стоять специальное освещение, которым будет отсекаться сценическое пространство, ведь занавеса в зале нет. Наконец, впервые здесь поставили кондиционеры, теперь и в жару можно спокойно слушать музыку.

Голод по фламенко

Приятно, что о нашем зрительском самочувствии так беспокоятся. Однако больше беспокойства у хорошего продюсера вызывает акустика зала и аппаратура, от которых напрямую зависит качество исполнения и, как следствие, творческое самочувствие исполнителя. Юрия Шевчука, поклявшегося больше не давать концертов в Саратове из-за плохого звука, продюсерскому центру «Триумф» с большим трудом удалось уговорить на выступление у нас в апреле следующего года. Как утверждают специалисты, хорошая аппаратура все же в Саратове есть, только управлять ею надо уметь. Впрочем, дело не только в ней. К примеру, Большой зал консерватории, принявший множество исполнителей не только классической музыки, оказывается неподходящим для проведения джазовых концертов, поскольку бит в исполнении групп, поющих под «минусовку», уходит на реверберацию, возвращается, и тогда вообще непонятно, кто что поет. Тем не менее первый концерт намеченного на этот сезон джазового фестиваля -- выступление вокальной группы «Cool&Jazzy» -- пройдет именно в консерватории, поскольку основной инструмент музыкантов -- голос. Слушателей ждет феерия звуков и ритмов коллектива -- обладателя звания «Лучшая a capella группа Европы», в репертуаре которых вся классика джаза, аранжировки мировых хитов и ретро-шлягеров и даже «стебно-прикольные» версии современных песен.

Надеяться в этом сезоне на Нейгаузовский фестиваль не приходится, поскольку проходит он раз в два года, тем не менее его художественный руководитель, народный артист России Альберт Тараканов уже обдумывает способ отпраздновать грядущий в 2008 году тройной юбилей: 120 лет Генриху Нейгаузу, 100 лет Семену Бендицкому и 70 лет самому Альберту Михайловичу. Вот, пожалуй, один из немногих примеров, когда организаторы задумываются не о том, как собрать зал, а о том, как вместить всех желающих. Хотя аудитория здесь особая, случайных людей нет, и большей частью это люди старшего поколения.

Но скучать все равно не придется: в октябре открывается IV фестиваль звезд музыкального искусства Санкт-Петербурга «Нева впадает в Волгу». Его организатор, продюсерский центр «Триумф», остается верен себе, делая ставку на нераскрученные имена. Хотя кого считать нераскрученным: актер театра и кино Евгений Дятлов, выступающий как исполнитель старинных русских романсов, хорошо известен по сериалам «Бандитский Петербург», «Линии судьбы» и другим, а для любителей жанра будет интересно сравнить его открытую манеру исполнения с отстраненной манерой его коллеги Олега Погудина, выступившего в Саратове в прошлом сезоне. Вряд ли нужно представлять «Ленинградский диксиленд» или «ДДТ», но и доселе неведомый санкт-петербургский театр испанского танца «La Plaza» не может не привлечь внимание -- этническим танцем мы не избалованы, и, пожалуй, остро ощущается голод по музыке в стиле Сезарии Эворы и фламенко. Нет, кажется, так и не дадут нам спокойно «обнищать»!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092006140254&oldnumber=364