"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (364) от 07.09.2006

Увидеть Париж

Ирина КАБАНОВА

Посмотреть бы на того, кто, увидев славный город Париж, соберется умереть. Скорее, он станет собирать денежку на следующую поездку. Те же, у кого первое пересечение французской границы еще впереди, могут пока вдохновиться на дальнее странствие, посетив открывшуюся в Торгово-промышленной палате фотовыставку Василия Степанова «Мгновения прошедшей весны». А весну художник провел в Европе.

В конце апреля группа саратовских модельеров и дизайнеров с легкой руки «Альянс-Франсез-Саратов» и СГТУ отправилась на фестиваль моды во французский город Йер, что на берегу Средиземного моря. Из всех плодов своих фоторазмышлений проехавший вместе с группой по всей Европе саратовский художник Василий Степанов делится лишь малой толикой -- не от жадности, а от банальной нехватки места для вывешивания сотен снимков. Но так оно лучше: репортажная фотография предполагает раздумья, а перегруз экспозиции, как известно, не идет на пользу восприятию.

Снимать Париж -- надо полагать, занятие повышенной ответственности. Хотя бы потому, что он -- модель вечная, видавшая виды и объективы и по этой причине совмещающая в себе две противоположности: с одной стороны, он перестает эти объективы замечать, с другой -- требует новых ракурсов и глубины подтекста. От продаваемых там на каждом шагу прилизанных открыток с видом Эйфелевой башни уже тошно, хочется воздуха и жизни, чего-нибудь настоящего -- к примеру, макросъемки запыленной брусчатки в малоизвестном переулке. Художник старается извлечь моменты повседневности, но даже они выходят у него какими-то праздничными. Девушка с розой в руках, разговаривающая по мобильнику, сидя на ступеньках, -- дело вроде бы житейское, а как поэтично! Кадры будней французской столицы сперва будто призывают к отрицанию самого понятия «повседневность» в отношении города, который воспринимается как вечный праздник. Потом оказывается, что и в Париже она есть, просто она там другая. Попробуйте жить, ходить каждое утро в булочную, толкаться в метро в городе, про который все твердят: «Ах, ах, сказка, мечта!». В этой «сказке» люди тоже ходят на работу и, случается, объявляют забастовки. И все же… Даже в том, как люди стоят у светофора или как идут по улице, можно уловить «невыносимую легкость бытия» -- так, по крайней мере, может показаться обремененному проблемами зрителю.

Любопытно, что настроение снимков спокойное, здесь нет взрыва эмоций -- чувствуется, скорее, тихая улыбка наблюдателя. «Вы, наверное, к Парижу спокойно относитесь?» -- спрашиваю фотографа и оказываюсь неправа. «Я бы так не сказал. Какой-то мандраж по приезде был. Все-таки земля историческая, по которой революции прошли, на которой головы рубили… И все же Париж для меня -- это что-то такое домашнее». Может быть, это уловила одна из посетительниц выставки, заметившая, что относится к Франции предвзято и терпеть не может французский, но тут вдруг почувствовала желание там побывать. Каждому -- свой Париж.

Досье

Василий Степанов, художник и фотомастер, работающий в репортажной и художественной фотографии. Автор фотопортретов многих знаменитых саратовцев и серии композиций в жанре «ню». Автор пяти персональных живописных и фотографических выставок.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092006140337&oldnumber=364