"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (370) от 19.10.2006

Высшие Сферы

Чипсы под Чайковского

Записала Ирина КАБАНОВА

Нет, не дает покоя американцам русское исполнительское искусство -- так бы и слушали ректора саратовской консерватории Анатолия СКРИПАЯ! На прошлой неделе профессор приехал из Кливленда, где сыграл Первый концерт Чайковского с оркестром Кливлендского университета и принял участие в записи диска.

-- Профессор Кливлендского университета, доктор искусствоведения Анжелина Чанг употребила в своей статье о вашем выступлении весьма восторженные эпитеты -- «волшебное исполнение», «профессор озарил сердца и души», «публика ревела»…

-- Все, действительно, прошло с большим успехом, даже несколько неожиданным для меня. И потом, американцы так привыкли. Когда в свой прошлый визит в Америку я сыграл концерт в университете Вайоминга, мне похлопали, и я ушел за кулисы. Тогда профессор музыкального факультета Тереза Богарт спросила меня: что же вы, мол, на бис не сыграли? Я ответил, что не вызывали. Оказывается, у них так принято: если хлопают, надо сразу садиться и играть на бис, а у нас это считается нескромным. Теперь я об этом вспомнил и сразу играл на бис, причем четыре раза. Меня долго не отпускали, я почти еще одно отделение отыграл. Это считается как бы щедрым подарком публике.

-- На что шли зрители -- на профессора консерватории или попросту русское имя?

-- И на то, и на другое. Авторитет русских музыкантов силен, особенно что касается фортепианной и скрипичной школы, духовые же традиционно сильны у американцев. Нельзя сказать, что интересуется этим очень уж широкая публика. К сожалению, в Америке, как и у нас, интерес к академической музыке падает. Но тем не менее определенная публика собирается на еженедельные концерты Кливлендского оркестра: седовласые американцы, дамы, хорошо одетые и причесанные -- их кливлендский высший свет. Они же спонсируют оркестр. Сотни тысяч долларов уходит на его содержание! Зарплата самого низкооплачиваемого музыканта, альтиста, к примеру, составляет 100 тысяч долларов в год. Поэтому приходят спонсоры и смотрят, во что они вкладывают деньги.

Кливлендский оркестр -- один из известнейших в мире и, по некоторым оценкам, самый лучший в Америке на сегодняшний день. И вот его музыканты пришли на мой концерт и сказали, что я играл в том ключе, в каком их учил Кусевицкий. Меня очень порадовал визит бывшего у нас в Саратове лет пятнадцать назад первого трубача Кливлендского оркестра Гарри Брэдфорда. Конечно, на мои концерты пришла публика более демократичная, прежде всего преподаватели и студенты, русские музыканты. Неожиданно много оказалось знакомых -- я был очень удивлен встречей с дочерью известного казанского виолончелиста, профессора Хайрутдинова. Между концертами я провел мастер-класс, и это вызвало определенный интерес у американских студентов. Все-таки их уровень немного ниже, чем у наших (говорю, не хвастаясь). И это характерно не только для Америки, но и для Германии, например.

-- Даже с их великолепной материальной базой?

-- Я не сразу понял, почему это так. Конечно, у нас страшно изношен парк инструментов, а у них я занимался на рояле «Ямаха», который оснащен электронной системой, повторяющей то, что играешь, не в записи, а нажатием клавиш, педалей. Все работает само с невероятной точностью. Однако материальная база в данном случае не имеет решающего значения. У нас студенты учатся с практики, ведь все оркестры Саратова сформированы из наших выпускников. Существует некий организм, который сложился довольно стихийно и нехарактерно. В других консерваторских городах обычно идет борьба: филармония, консерватория и театры не работают вместе. Саратов -- счастливое исключение. А американский университет, в отличие от нас, не дает своих выпускников в оркестры. Тот же Кливлендский оркестр сформирован совсем по другому принципу.

Вообще в Америке другая система музыкального образования. В Кливленде четыре или пять высших музыкальных учебных заведений, в том числе музыкальный факультет университета, который сродни нашей консерватории. Кроме того, есть музыкальные школы или колледжи. Ван Клиберн, например, заканчивал знаменитую Джуллиардскую школу в Нью-Йорке.

В свое время я был поражен: когда еще учился в Москве в 70-е годы, приехал хор Мичиганского университета. Я не знал тогда, как устроено музыкальное образование в Америке, думал, что это любительский хор. Но, когда я его прослушал (исполнялись арии из оперы Гершвина «Порги и Бесс»), понял, что это самые настоящие профессионалы.

Преимущество американцев -- в более гибкой системе образования. Однако у них нет системы предвузовского обучения, а к нам попадают студенты, которые уже 11 лет музыке учились! Но наша система на ладан дышит. Она в кризисе уже давно. А ведь призвана она готовить не профессионалов, а публику для профессионалов, просвещенных любителей музыки. А уж из этой массы мы будем вылавливать тех, кому на роду написано быть музыкантом. Школы готовят якобы профессионалов. Но чем для девяноста процентов выпускников это оборачивается? Стойкой ненавистью к музыке. Мучают человека, который не предназначен быть профессионалом. А ведь это тяжкий, порой скучный труд.

-- То есть проблема в отсутствии дифференцированного подхода к учащимся?

-- В этом наша беда -- негибкая система. Музыкальные школы должны проводить культуртрегерскую политику -- выпускать в основном человека, подготовленного к восприятию музыки, а не исполнению. Надо научить его играть для собственного удовольствия. Я вот в поезде не могу ездить -- такую халтуру иногда включают! Наш народ заслуживает музыки гораздо более высокого уровня, но слушать его не научили. А для этого нужно некоторое воспитание в детстве.

-- Вы говорите о том, что на Западе падает интерес к классике. Однако популяризация классики там все же происходит?

-- У них, конечно, есть концертная жизнь. Нет оперных театров, зато есть фестивали. В Кливленде нет филармонии, ее заменяет один Кливлендский оркестр. Все это происходит в основном в университете, на улицах даже афиш нет. Классическое искусство ушло в какую-то свою нишу. Хотя популяризируют классику так: играют на природе, акустически там все организовано хорошо, а люди приходят с чипсами и кока-колой, и это пользуется успехом. Публика там, конечно, более непосредственная, зато у нас, пожалуй, более искушенная.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31102006133255&oldnumber=370