"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 50 (380) от 28.12.2006

Метаморфозы честности

Валерий ПТАШКИН

Еще с десяток лет назад в условиях настоящего информационного вакуума – ни тебе общественно-политического «ассортимента», ни тебе модного глянца – слово «журналист» звучало по-настоящему гордо. А редкая для провинции профессия была одной из самых престижных. Журналистов знали, уважали, любили или ненавидели (причем с одинаковой силой), к ним прислушивались…Им, наконец, верили. В условиях не самых благоприятных, с точки зрения демократии, честно зарабатывала свой хлеб особая когорта профессионалов. Их «с придыханием» вспоминают и до сих пор… А все потому, что сегодня журналистика уже не та…

Звезд все меньше, да и тех что есть, ценят куда дешевле. Если раньше журналистский труд приносил не только моральные, но и вполне ощутимые материальные дивиденды – на заработанное можно было нормально жить, то современным «акулам пера» и «рыбам» поскромнее приходится немало побегать по «левым» и «правым» заказам, чтобы обеспечить себе более или менее приличный заработок. Честный подход к делу заставляет практически сбиваться с ног, писать и снимать много и обо всем, при этом, по возможности, не поступаясь качеством. К сожалению, вот «подумать о главном» в таких условиях времени нет. А для журналиста это порой просто необходимо. Что ж, такое время…

Ну, а самая неприятная примета современности – огромное количество людей с сомнительным интеллектом, которые уверены, что для журналистской профессии особого ума и таланта не надо, и писать так же, делать сюжеты так же, а то и лучше, при желании может каждый.

Выскочки без образования, но с кошельком, «гнут пальцы» и «торгуются» как на базаре, а также непременно настаивают на участии в процессе рождения шедевра. Таких «профессионалов» сегодня хоть отбавляй. Они заказывают не только «музыку», но и «слово», а расплачиваться не спешат. Потому, впрочем, и получают продукт по своим деньгам и по своим мозгам. Этим во многом и объясняется столь низкий уровень рекламной журналистики: представители «второй древнейшей» просто халтурят, не желая выкладываться за копейки, и берут свое не за счет качества, а за счет количества.

Ни для кого не секрет, что платно поступаться принципами и слегка «править» правду – это тоже сегодняшняя реальность и способ для многих заработать на жизнь. Можно ли их обвинять и клеймить за это? Наверно, нет, ведь принципиальность хороша на сытый желудок. А значит, поиск «хозяина», который позолотит перо за небольшой компромисс – вовсе не преступление.

Безусловно, это лишь общая тенденция и относится она не ко всем. Честные и принципиальные журналисты по-прежнему есть, только живется им гораздо труднее, чем раньше. И становится их с каждым днем все меньше.

Наиболее предприимчивым мастерам слова претят дешевые торговые отношения, и они просто-напросто заводят собственный бизнес на стороне. Как правило, он не имеет ничего общего с их основной профессией, зато приносит деньги и позволяет полноценно жить, занимаясь любимым делом для души. Или не заниматься им вовсе. Это тоже выход.

Возможно, кому-то не слишком понравится тон этого небольшого размышления. Но иногда надо говорить правду себе и другим, и не только шепотом и на кухне. Сегодня журналистика, к сожалению, утратила звание одной из самых достойных профессий, а журналисты перестали быть действительно уважаемыми и авторитетными людьми, которые в состоянии заработать деньги только своим талантом и честностью. Если не говорить и не думать об этом, то не просто ничего не изменится, но через некоторое время вообще перестанет вериться, что другая реальность в этой профессии вообще возможна.

Публикуется по мировому соглашению, утвержденному Волжским районным судом г. Саратова от 28 ноября 2006 года, между Пташкиным В.В., ООО «Медиа-Саратов» и Крутовым А.Н.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17022007161922&oldnumber=380