"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (383) от 25.01.2007

Книжная Полка

ДЕЖУРНЫЙ МУДРЕЦ ОТМЕНИЛ АД

Анна САФРОНОВА

В России то и дело возникает спонтанная мода на книги, авторы которых покушаются на решение чуть ли не всех вопросов бытия. Недавно еще народ рвал друг у друга из рук Мураками (а интернет-приколисты вывесили своевременный слоган: «Мураками можно не читать»), потом все дружно переключились на Паоло Коэльо… Нынче роль дежурного мудреца перешла, видно, к Бернарду Верберу.

Издатели (московские издательства «Гелеос» и «Рипол-классик») в аннотации просто криком кричат: «Мировой бестселлер! Во всем мире имя Бернарда Вербера на обложке книги означает только одно – шедевр!» На обложке нынешней книги – «Империя ангелов» – помимо имени Вербера еще попсовая иллюстрация: молодой человек в светлом костюме, черных ботинках сидит на скамье. За плечами его плоховато пририсованы крылья, на коленях ноутбук, на рядом полу – деловой портфель. Все в черно-белых тонах, однако на шею этому мутанту дизайнер Паша Иващук зачем-то пристроил ярко-алый широченный галстук. Видимо затем, чтобы читатель ломал голову: что бы это значило? Какую такую сверхмысль хотел подчеркнуть иллюстратор? Потому что так уж устроен наш читатель: как только видит что-то непонятное, сразу начинает подозревать автора в интеллекте и, соответственно, уважать.

Последнее мое замечание, увы, применимо не только к обложке, но и ко всей книге в целом. То, что пишет Вербер, – это не проза, а некая механистичная иллюстрация к теоретизированию на тему Бога, социума, жизни, смерти, любви и так далее. Расклад в «Империи ангелов» такой: люди после смерти попадают в Рай, потому что Ада не существует. Уже приятно: читателю, как и всякому смертному, такие новости по душе. Дальше немного хуже, но все равно лучше Ада. Божественная канцелярия подсчитывает количество очков новопреставленного, разбирая его земную жизнь, и если бедняга не дотягивает до 600 баллов, он реинкарнируется, снова отправляется на Землю. А если дотянул – становится ангелом, и ему «выдают» три человеческих души для хранения. Если ангел-хранитель сумеет их оберечь до такой степени, что они тоже «потянут» на ангелов, то и самому ангелу-хранителю выйдет бонус в виде повышения по его ангельской службе. В пересказе все это выглядит комично, и почему-то напоминает кукольный спектакль Образцова о сотворении мира. Но Вербер серьезен, хотя не настолько, чтобы озадачить или огорчить читателя.

И вот возникают четыре сюжетных линии, которые в конце концов сводятся худо-бедно воедино. Одна из них непосредственно связана с ангелом-хранителем, которого при жизни звали Мишель Пэнсон, и был он «танатонавтом». «…Танатонавты» происходит от «танатос», что значит «смерть», и «навтос» – навигатор… Нашей целью было отодвинуть существующую после смерти «терра инкогнита». И мы ее достигли. Мы приподняли занавес над последней великой тайной, тайной смысла смерти. Все религии говорят о ней, все мифологии описывают ее более или менее точными метафорами. Мы стали первыми, кто заговорил о ней как об открытии нормального «континента»…». За эти достижения Мишеля чуть было не реинкарнировали, но его адвокат, он же ангел-хранитель Эмиль Золя (да-да, тот самый!) отстоял интересы своего подопечного. Теперь у самого Мишеля есть подопечные. Три следующих сюжетных линии связаны с их жизнью. Француз Жак благополучен в рождении, но у него со временем образуются сложные отношения с реальностью. Он становится писателем, и в общих чертах его образ и биография написаны Вербером с самого себя. Правда, первый роман Жака не «Муравьи», как у Вербера, а «Крысы», но сочинять Жак стал, как и Вербер, в юности, и так же много лет обивал безуспешно пороги издательств. Жак, возможно, в силу автобиографичности, самый жизнеподобный персонаж «Империи ангелов», в нем есть хоть что-то живое. Вторая сюжетная линия связана с чернокожей американкой Венерой, девушкой необыкновенной красоты. Она делает карьеру модели, становится «мисс Вселенной», пробует себя в кино. Исключительный бред: чернокожая Венера исполняет роль русской спецназовки, воюющей в Чечне. Да, похоже, Вербер плоховато разобрался в русских проблемах. Его третий персонаж, между тем, – русский Игорек, и тут уже такая чернуха, что нашим соотечественникам можно только утирать горькие слезы. В двух словах: Игоря в утробе еще пыталась убить алкоголичка-мать, потом она пыталась убить его малолетнего, потом бросила, потом он в детдоме зарезал обидчика и попал в колонию для несовершеннолетних, откуда попал в дурдом, и уж оттуда – в отряд смертников в Чечню. После заключения мира был оставлен без средств, зарабатывал грабежами и покером, был зарезан, но не до смерти, у него оказался рак пупка, который удалось вылечить, но тут он выбросился с 52-го этажа и, наконец, помер. Так все страшно, что даже смешно.

Ну так вот. Параллельно с присмотром за вышеупомянутыми душами наш ангел Мишель вновь занялся неподобающей деятельностью – стал пытаться исследовать, есть ли жизнь на других планетах (есть, название планеты – «Красная»!), а также совершать попытки изучения более высокой иерархии в жизни ангелов.

Весь этот сивый бред Вербер рассказывает нам не абы как, а с теоретическими выкладками, историческими примерами и прочими интеллектуальными изысками, что может привести, в зависимости от степени доверчивости читателя, как в священный трепет, так и в бешенство. В заключение с удовольствием привожу цитату из рецензии Олега Рогова на книгу Вербера: «Это чтиво существует на пересечении двух, еще столь недавно, казалось бы, непересекающихся жанров – эзотерическое содержание при предельной попсовости формы. Наверное, из этого сплава со временем может появиться что-то действительно интересное, но пока что, кроме заинтересованного раздражения, такая проза ничего не вызывает».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30012007182734&oldnumber=383