"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (387) от 25.02.2007

Нацпроект

Патент как стиль жизни

Беседовала Маргарита СПИРИЧЕВА

В середине прошлого года правительство области наконец-то сформулировало свою промышленную политику. Приоритетом номер один было названо интенсивное развитие на основе науки, инноваций и инвестиций. Вообще-то у нашей области есть для этого все данные. Мы – традиционный регион высоких технологий. Ученый потенциал постоянно растет: ежегодно на 10–11 процентов становится больше докторов и кандидатов только технических наук. Сейчас в банке данных губернской торгово-промышленной палаты находится 41 инновационное предприятие. Сферы их деятельности – от биоконсервантов до электронных систем управления двигателем внутреннего сгорания, от медицинских приборов до ветеринарных препаратов. Есть определенные успехи даже в области нано-технологий, которые находятся на самом рубеже современной науки. Однако пока саратовские ученые могут похвастаться преимущественно лишь своими идеями. До воплощения на практике большинству из них предстоит длинная дорога. Мы беседуем с представителями предприятий, которые уже сумели воплотить ряд ноу-хау на практике или очень близки к этому.

Корр.: Расскажите, как вы пришли к использованию инноваций?

Сергей Дубовицкий, генеральный директор ООО НПФ «Телемак», кандидат физико-математических наук: « Научно-производственная фирма ООО «Телемак» была образована в 1992 году. Основным направлением деятельности на первом этапе было внедрение новых конверсионных разработок в производство ОАО «Тантал». Однако в середине 90-х планы по производству видео и телевизионной техники были свернуты, и нам пришлось искать новые направления деятельности. Знания, опыт и высокая квалификация наших инженеров, технологов и рабочих позволила постепенно освоить производство изделий для кабельного и эфирного телевидения. И вот уже более 10 лет наше предприятие представлено на российском рынке оборудования для кабельного телевидения.

В настоящее время предприятие располагает собственными производственными площадями, оснащено современным контрольно-измерительным и автоматизированным сборочным оборудованием, внедрена система менеджмента качества. Чтобы удержаться на рынке, приходится постоянно совершенствовать свою продукцию и разрабатывать новые изделия, новые направления. Это связано с общими тенденциями перехода к опто-волоконным технологиям и с развитием цифрового ТВ. Кроме того, нам интересны и другие наукоемкие технологии. Так, например, в начале 2001 г. судьба свела нас с одним из авторов СПЕ-эффекта Вольдемаром Ивановичем Петросяном. Это эффект радиопрозрачности и люминесценции воды и водосодержащих сред на определенных частотах в КВЧ и СВЧ-диапазонах. Этот эффект авторы – сотрудники СФ ИРЭ – предложили использовать для диагностики различных заболеваний. Многие годы проводились исследования, однако несовершенство конструкции экспериментальной диагностической аппаратуры не позволяло получить законченный коммерческий продукт – новые диагностические технологии. Научно-технический потенциал нашего коллектива позволил за 2 года создать новый вариант диагностического комплекса, компьютеризированного, компактного, не требующего экранирующего бокса. Развитием этого направления – созданием новых диагностических медицинских технологий – мы так же занимаемся последние 5 лет».

Константин Якунин, заместитель директора по маркетингу ООО «Нита–фарм», кандидат ветеринарных наук: «Наше предприятие было создано в 1992 году. Первоначально оно выполняло функции снабжения сельских товаропроизводителей ветеринарными препаратами и инструментариями. В 1995 году на базе научной лаборатории компании началась разработка ветеринарных препаратов. На тот момент на рынке ветеринарных препаратов не только области, но и всей страны сложилась такая ситуация, при которой спрос на качественные ветеринарные препараты был, и поголовье было еще довольно велико, а предложения соответствующего не было. То, что производила отечественная индустрия, было морально устаревшим и не соответствовало требованиям времени по эффективности, по качеству, по удобству применения. И были импортные препараты, которые большинству хозяйств были не доступны из-за высоких цен. Мы наладили сотрудничество с ведущими вузами Саратова и России. Поэтому удалось в достаточно короткие сроки вывести на рынок большой перечень продуктов, которые не имели аналогов не только на российском, но и на мировом рынке. Сейчас у нас 25. Может быть, это не очень много за такое длительное время. Но создание каждого продукта требует больших затрат: и финансовых, и интеллектуальных, и проведения длительных испытаний. 15 препаратов, выпускаемых нашей компанией, защищены патентами РФ. Один из препаратов – евразийским патентом».

Корр.: Как происходит процесс запуска нового продукта? Сколько в среднем времени проходит от опытного образца до выхода продукта к потребителю?

Сергей Власкин, главный инженер НПФ «Телемак», кандидат физико-математических наук: «Когда мы познакомились с результатами исследований, нам очень понравился эффект. Красивый физический эффект не может быть не практичным, поэтому нам стало жалко, что он «пропадает», что в тех условиях было более чем вероятно. Познакомившись с экспериментальной аппаратурой, мы увидели, что наш коллектив способен решать задачи по разработке подобной аппаратуры. В результате мы разработали компьютеризированный комплекс, на основе которого стало возможным разрабатывать диагностические методики. Была выпущена небольшая партия комплексов, и в настоящее время на базе Дорожной клинической больницы, Саратовского государственного медицинского университета и Военно-медицинского института ведутся исследования в целях создания целого ряда медицинских методик. В настоящее время разрабатываются офтальмологическая, маммологическая, пульманологическая диагностические методики, а также методика общего скрининга. Планируется урологическое направление. Для нас это было новое и достаточно рискованное направление, так как для реализации оно требует очень больших ресурсов, но, к счастью, у нас здесь появились союзники в лице известного саратовского бизнесмена Александра Благодарова и известного политика Владимира Пожарова, которые внесли большой вклад в этот проект на определенном этапе. В течение ближайших двух лет мы планируем коммерциализировать хотя бы одну из медицинских методик. От экспериментального образца до продаж нужно пройти огромную дистанцию.

И если этим будет заниматься сам ученый, то крах обеспечен. Десять лет группа Петросяна без особого успеха пыталась привлечь к своему изобретению внимание коммерсантов. Почему наш проект стал развиваться в нужном направлении, хотя и в настоящее время, с чисто коммерческой точки зрения, он содержит серьезные риски. Это произошло потому, что произошло объединение трех моментов: нового научного эффекта; коллектива, способного разрабатывать, выпускать и продвигать на рынке технически сложные вещи; внешних финансовых ресурсов. Именно это и необходимо для нормального развития любого инновационного проекта».

Константин Якунин, «Нита–фарм»: «Сколько времени уходит на разработку – зависит от уровня препарата. Есть понятие «дженерик», или воспроизведенное лекарственное средство. Как происходит процесс: есть уникальная разработка, как правило, это продукт промышленных «монстров», транснациональных фармацевтических компаний, которые могут осуществлять многомиллионные долларовые вливания в разработку нового продукта. После появления на рынке этот товар существует под патентной защитой, и на протяжении срока патента его воспроизведение невозможно. По окончании срока патента идея этого препарата (например, сочетание таких-то веществ дает такой-то эффект) – становится юридически доступной для воспроизведения. Появляются так называемые дженерики. Разумеется, есть масса технических нюансов производства этого препарата. И ни одна компания о них не расскажет. И вот на повторение этой идеи уходит достаточно сил и времени. Но не так много, как для создания оригинального препарата. Если речь идет об оригинальном лекарственном средстве, то процесс затягивается и занимает не меньше 5 лет. Этот процесс гораздо затратнее, требует больше сил на испытание, но наличие патента оправдывает затраты, ведь препарат защищен от воспроизведения».

Корр.: С какими проблемами сталкивается ваша компания? Что вам мешает развиваться?

Сергей Дубовицкий, НПФ «Телемак»: «Большая проблема – это кадры, способные работать в высокотехнологической сфере, от руководителей до простых исполнителей. Создание новых рабочих мест в наукоемкой сфере – процесс дорогой и не быстрый. Здесь была бы необходима разумная поддержка со стороны правительства, так же, как и в защите местных производителей. Следует отметить некоторые подвижки в формировании областной инвестиционной политики, в последнее время не только в торговой сфере, но и в научно-технической».

Константин Якунин, «Нита–фарм»: «Основная проблема, с которой мы столкнулись сейчас – несовершенство нормативно-правовой базы, из-за чего выход новых продуктов на рынок затягивается порой на годы».

(материал подготовлен в рамках проекта «Инфраструктура под-держки инноваций» при финансовой поддержке правительства области)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22022007173958&oldnumber=387