"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (387) от 25.02.2007

Угол Зрения

От Общественной палаты к Общественной палате

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

Статья вторая.

В законе об Общественной палате необходимо закрепить, что Общественная палата в лице своих рабочих органов открыта и свободна для любого общественного объединения, которое изъявило желание участвовать в работе Общественной палаты и влиять через нее на государственную власть.

Закладываемый в проект закона об Общественной палате принцип, что представители общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в состав Общественной палаты, могут принимать участие в ее работе (можно предполагать, что в работе общих собраний Общественной палаты, президиума Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты) с правом совещательного голоса, можно только приветствовать.

С нашей точки зрения, было бы все же желательно в законе дать конкретное перечисление тех органов, в которых указанные лица могут принимать участие. Очень важно в законе закрепить право любого общественного объединения, а также группы или союза НКО инициировать обсуждение и рассмотрение на заседаниях рабочих органов и Общественной палате любого вопроса, имеющего общественное значение.

Само по себе право участвовать в работе Общественной палаты и в ее рабочих органах всех общественных лидеров важно, но еще недостаточно, чтобы обеспечить эффективность работы Общественной палаты. Не менее важной и серьезной проблемой является закрепление в законе права на получение информации, поскольку без достоверной и полной информации невозможно участвовать в осуществлении эффективного контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов и готовить ежегодный доклад о состоянии гражданского общества.

Естественно, главная проблема, которая мешает нам жить нормально, – это отсутствие гласности, прозрачности в работе органов власти и контроля над ее деятельностью, высокая коррумпированность всех ветвей органов власти. Следовательно, главной задачей Общественной палаты должна стать задача сделать власть открытой и прозрачной, работающей на интересы народа и подконтрольной народу.

Предполагается, что создаваемая областная Общественная палата будет решать три основные задачи: проводить общественную экспертизу наиболее важных и принципиальных законопроектов; осуществлять гражданский контроль над деятельностью исполнительных органов государственной и муниципальной власти и ежегодно обобщать свой опыт работы в докладе о состоянии областного гражданского общества.

Для выполнения всех трех задач члены Общественной палаты и все образуемые рабочие органы Общественной палаты должны получить в свои руки важнейший инструмент – право на получение необходимой информации от органов государственной и муниципальной власти, а также от конкретных чиновников. Это важнейшее право должно быть свободно реализуемым и конкретно прописанным в законе об Общественной палате.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны предоставлять по запросам Общественной палаты необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, за исключением сведений, которые составляют государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. При отсутствии запрашиваемых сведений, должностное лицо обязано в пятидневный срок сообщить, где указанные сведения следует запросить. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Понятно также, что важнейшей формой осуществления гражданского контроля над деятельностью органов власти на всех уровнях будут организуемые Общественной палатой общественные слушания. Получение и анализ на общественных слушаниях достоверной информации от государственных и муниципальных органов по обсуждаемой проблеме помогут обществу найти наиболее оптимальный выбор решения волнующей общество проблемы.

Для эффективной работы Общественная палата обязана создать рабочие органы. В законе необходимо закрепить, что Общественная палата для выполнения возложенных на нее задач и для организации гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти образовывает, на наш взгляд, по крайней мере, следующие комиссии: Комиссия по вопросам соблюдения прав и свобод человека в деятельности государственных, муниципальных, правоохранительных и судебных органов; Комиссия по социальным и медицинским вопросам, а также по вопросам защиты семьи, материнства, детства и прав инвалидов; Комиссия по экологии, лесо-водо-землепользованию, градостроительной политике и сохранению историко-культурного наследия; Комиссия по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства; Комиссия по вопросам толерантности и свободы получения и распространения информации.

Следующей очень важной проблемой будет написание, как сказано в проекте закона, ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Саратовской области. И составление указанного документа требует безусловного права на получение достоверных сведений от государственных и муниципальных органов. Без анализа представляемых сведений доклад будет неполным и недостоверным.

Обращаем внимание читателей, что доклад должен быть в законе назван «Ежегодный доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества и гражданского контроля в Саратовской области». То есть в нем уже в названии необходимо закрепить анализ важнейшей стороны деятельности Общественной палаты – гражданского контроля и ее взаимодействия с органами государственной власти.

Ограничиться в названии только словами «Доклад о состоянии гражданского общества в Саратовской области» делает возможным исключение из текста доклада анализа состояния гражданского контроля, а, следовательно, снижает его актуальность и полезность для строительства гражданского общества в Саратовской области.

Поэтому в проекте закона желательно установить порядок публичного рассмотрения данного доклада, как на заседании правительства области, так и на специальной сессии областной думы.

Принимая во внимание исключительную важность эффективного использования результата работы Общественной палаты на благо населения области, необходимо в законе прописать, что ежегодный доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества и гражданского контроля в Саратовской области обязательно заслушивается на заседании правительства Саратовской области и обсуждается на специальной сессии Саратовской областной думы.

Возможно, что предлагаемые мной изменения в подготовленный проект закона об Общественной палате не в полной мере отвечают уровню общественной активности населения, господствующим в нашем обществе нравственным и духовным ценностям, уровню общей культуры. Однако, если мы хотим реальных позитивных изменений в обществе, то лидерам общественных объединений необходимо дать некоторую фору, то есть предоставить вышеуказанные возможности проявить себя и одновременно оказать им поддержку в рамках Общественной палаты. Если это удастся и депутаты областной думы примут закон «Об Общественной палате в Саратовской области», удобный не чиновникам всех уровней, не отдельным прикормленным лидерам общественных объединений, а нашему гражданскому обществу, то у нас будут все основания ждать положительных изменений уже в самое ближайшее время.

Окончание. Начало в № 6 (386)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22022007175618&oldnumber=387