"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (396) от 3.05.2007

Продолжение Темы

Маршрутки уберут из центра Саратова?

Владимир ЕФИМОВ

Почти одновременно вышедшие в трех газетах («Богатей», «Саратовский расклад» и «МК в Саратове») статьи о довольно странных и позже оспоренных прокуратурой итогах распределения конкурсной комиссией маршрутов для ГАЗелей и автобусов вызвали желание городской администрации высказать свою позицию на эту злободневную тему. Авторов этих статей, в том числе и меня, 28 апреля пригласили к председателю комитета по промышленности, транспорту и связи Сергею Тульскому.

Надо отдать должное заместителю главы администрации города по индустриальному комплексу Сергею Тульскому: как заместитель председателя конкурсной комиссии по распределению маршрутов, он не стал обсуждать далеко не лестные для комиссии выводы, содержащиеся в моей статье, сделанной на основании документов, в том числе и на решении арбитражного суда Саратовской области с требованием к МУ «Транспортное предприятие» прекратить выдачу другим перевозчикам путевых маршрутных листов на маршруты, принадлежащие ОАО «Саратовавтотрансобслуживание» («САТО»).

Беседу Сергей Тульский начал с пояснения об отсутствии у него какой-либо личной заинтересованности находиться «в клубке под названием «Транспортные перевозки», где, как он сказал, «меня нет и не будет». Затем он назвал причины, которые заставили конкурсную комиссию поступить именно так, а не как хотелось большинству участников второго за последние полгода тендера, состоявшегося 7 марта. Основной мотив действий комиссии – она хотела навести порядок на маршрутах, очистить их от недобросовестных перевозчиков, наконец, просто понять, что каждый из них представляет, какие имеет возможности (подвижной состав, техническую базу для ремонта и обслуживания и водительские кадры). В этой части к комиссии претензий быть не должно, нет их и у редакции нашей газеты. Однако в реализации этого законного желания, на наш взгляд, комиссия допустила немало нарушений, что и вынудило четырех сильно обиженных перевозчиков обратиться в прокуратуру и Арбитражный суд.

Подчеркну особо: итоги и решения первого заседания комиссии в октябре прошлого года тоже стали предметом вмешательства городской прокуратуры. Изучив материалы дела, она опротестовала, а Арбитражный суд принял решение отменить результаты конкурса, как проведенного по неправильно подготовленным документам, и комиссия аннулировала эти итоги.

Как отметил г-н Тульский, вступивший в свою должность лишь в декабре прошлого года, к осеннему тендеру он не имеет никакого отношения, но вплоть до проведения повторного конкурса в марте этого года он внимательно изучал положение на маршрутах. Выводы, как он признался, были весьма неутешительны: на этом практически не регулируемом властью высокодоходном рынке транспортных услуг было очень много ненормальных, но устоявшихся явлений, с которыми он и намерен бороться, чтобы навести порядок и, в первую очередь, с «мертвыми душами» на маршрутах. То есть когда предприятие, вместо оговоренного в официальной заявке количества «своих» машин или графиков, реально выпускает или больше, или меньше машин. Иными словами, в этой и так высокоприбыльной отрасли в давно выстроенном, устоявшемся и явно ненормальном саратовском варианте совершенно невозможно проверить всю «кассу», привозимую ГАЗелями и автобусами, отчего возникают веские основания подозревать в наличии там «черного нала».

«Рынок перевозок пассажиров – это такое тонкое дело, которое рассматривать надо с камертоном, а не с дубиной или ружьем, – сказал Тульский. – И поэтому при проведении конкурса мы старались учитывать, прежде всего, интересы пассажиров, а поскольку в интересах перевозчиков здоровая конкуренция, то мы старались допустить к тендеру как можно больше участников, чтобы каждый показал свои возможности и преимущества и выделялся в лучшую сторону чем-то хорошим. Понятно, что далеко не всех устроило расширение нами числа претендентов и допуск к конкурсу всех подавших заявки, но расширялся их круг сознательно – для того, чтобы до ноября 2007 года посмотреть, что каждый из них собой представляет, а потом делать оценки их работы и состоятельности. Не допустили мы лишь одного перевозчика. Между тем, обвиняющие в нарушениях своих конкурентов сами страдают тем же. Одни перевозчики, как, например, бывшее СПАТП–4, а ныне товарищество перевозчиков, заявляет, будто все их машины – государственные, но на самом деле весь подвижной состав частный. Я утверждаю, что сейчас в Саратове нет ни одной принадлежащей государству ГАЗели или автобуса, за каждым из них стоят определенные физические лица. Причем, они вносят в заявочные конкурсные документы, допустим, 3000 машин, а на самом деле их всего тысяча, и одна и та же машина повторялась в разных документах несколько раз. Комиссия, конечно, не ОБЭП и не принимает никаких мер, но просит учитывать ее мнение. Я думаю, к этому сроку многих из них не будет. Самый страшный грех, в котором обвиняют комиссию, – разделение маршрутов на несколько перевозчиков. Мы дробили «графики» сознательно, чтобы каждому из двух–трех перевозчиков дать возможность до нового конкурса проявить себя.

Конкурсная комиссия выдвинула условие обновления парка машин, а также заявила о намерении пересмотреть всю систему перевозок пассажиров ГАЗелями и убрать их из центра города, чтобы они не чадили выхлопными газами и не создавали «пробки», и ликвидировать все параллельные трамваям и троллейбусам маршруты».

По мнению Тульского, ГАЗели должны обслуживать только маршруты, начинающиеся от конечных остановок горэлектротранспорта на окраинах города, и оттуда перевозить пассажиров, а не дублировать его. Между тем, понимая всю уязвимость этих мер, прежде всего в том, что наши тихоходные трамваи и троллейбусы сейчас не могут конкурировать с ГАЗелями в скорости доставки пассажиров (а именно из-за этого большинство людей предпочитает маршрутки), он сообщил о намерении городской администрации сделать трамваи и троллейбусы конкурентоспособным маршруткам, для чего сейчас разрабатывается программа развития горэлектротранспорта. В частности, предполагается вернуть уникальному третьему трамвайному маршруту его первоначальную сущность как скоростного, чтобы время в пути не превышало ранее установленных 45 минут, тогда как сейчас из-за плохого состояния путей и снижения скорости он увеличен вдвое. Уникальность маршрута в его обособленности от других видов транспорта. В планах также увязка этого маршрута с начинающимся возле Крытого рынка «девяткой», а ее, в свою очередь, от конечной остановки на противоположном конце маршрута с едущей в Комсомольский поселок «восьмеркой». Таким образом, предполагается закольцевать в единое целое трамвайный узел между Ленинским и Заводским районами.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21052007201048&oldnumber=396