"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (422) от 6.12.2007

Вернисаж

Дали в Саратове

Екатерина БОГДАНОВА

Явление гениального испанского сюрреалиста, пусть и посмертное, будоражит Россию всего ничего – немногим больше года. И все же этого могло вообще не случиться, а случилось только потому, что летом прошлого года увенчались успехом затяжные многолетние переговоры екатеринбургского бизнесмена и коллекционера Александра Шадрина с художественным фондом «Мир Дали».

С тех пор уникальное собрание скульптур, литографий, графических работ, керамики и некоторых других предметов искусства успело объехать уже порядка двадцати российских городов. Причаститься к кусочку наследия одного из самых загадочных творцов двадцатого столетия не спешат пока что лишь жители столичных центров. Ни питерцы, ни москвичи пока не выразили желания увидеть выставку в недрах своих мегаполисов.

Зато для Саратова, которому культурная пресыщенность никогда не грозила и не грозит, открытие в последних числах ноября в Радищевском музее передвижной экспозиции «Шедевры Сальвадора Дали» стало событием далеко не рядовым. Даже несмотря на анонсы организаторов выставки, до посещения музея мне было сложно отделаться от тоскливой мысли о том, что неискушенным саратовцам в очередной раз пытаются скормить качественные … репродукции.

Но было бы лукавством сказать, что с этой мысли и начиналась моя экскурсия. Уже на входе несколько отрезвило на удивление многочисленное присутствие угрюмых личностей в форме вневедомственной охраны. А вот призадуматься заставила цена входных билетов – вполне соответствующая столичным меркам. Хотя на самом деле все закономерно. При всей открытости, по своей художественной значимости выставка безоговорочно занимает уровень эстетства, надежно ограждающий ее от праздного дилетантского любопытства. В этом вопросе с мнением искусствоведов полностью совпадает и позиция устроителей. Да и что такое потраченная сумма по сравнению с возможностью воочию приобщиться к порождениям фантазии знаменитого испанца, ранее доступным лишь в крупнейших музеях мира?

Первое, что отмечаешь про себя, поднявшись на второй этаж и приступив к созерцанию работ, что посетителей в двух просторных комнатах музея немного, тем не менее, они всегда есть. Поток почитателей мастера, не оскудевая, взбирается по лестнице. Оказавшись в зале, вошедшие, не сговариваясь, в общении между собой переходят на почтительный шепот. Но в первую очередь штурмуют музей школьники. Так как количество предметов в коллекции измеряется несколькими десятками, а сами предметы датируются широким временным диапазоном, для каждой из таких групп музейный работник имеет возможность провести достаточно содержательную экскурсию.

Экспозицию дополняют фотоработы – увеличенные копии с известных прижизненных фотографий Дали. Если бы не любовь сюрреалиста к позированию перед объективом, мир лишился бы таких вещей, как портрет художника с семенами одуванчика на кончиках лихо закрученных усов, креативные эксперименты с твердыми и мягкими телами в Порт-Льигат, заключающиеся в попеременном помещении Дали себе на голову то огромной рыбины, а то обломка скалы, или миг, на котором маэстро остался запечатлен возле знаменитой скалы «Сон» на мысе Креус, в свое время вдохновившей испанца на создание «Великого мастурбатора».

Но фотографии, пожалуй, единственный «ненастоящий» элемент коллекции.

Сразу скажу, что мой обзор выставки предварялся уведомлением, а скорее, напоминанием искусствоведа о том, что именно Дали приписывают родоначальство тиражной графики и скульптуры. Путешествующая по России экспозиция дает возможность наглядно в этом убедиться. Среди работ маэстро множество тематических литографий. К примеру, есть образцы литографий из серии «Витражи», над которыми художник работал на пике своей творческой карьеры. И «Ласточка», и розовый «Космический слон», и «Жираф в огне», и «Космический наездник» – одна часть большого витражного окна, оформленного в Театре-музее Дали в испанском городе Фигейросе. Отдельные серии литографий посвящены знаменитым произведениям – «Божественная комедия», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Тристан и Изольда».

Все литографии делались, естественно, при жизни мастера, а теперь разбросаны по лучшим мировым музеям и закрытым частным коллекциям. Однако лучшие, наиболее понравившиеся экземпляры, Дали отбирал в собственную коллекцию. Работы из нее, вместо тиражного порядкового номера помеченные рукой самого маэстро, также представлены на выставке, причем, в качестве одних из наиболее ценных. Кстати, когда речь заходит о подобных авторских экземплярах, специалисты в первую очередь обращают внимание на бумагу, на которой они написаны. Не заметить ее особый состав невозможно даже непрофессиональным глазом. Плотная и шероховатая, она изготавливалась по специальному заказу Сальвадора Дали. Несмотря на то, что бумага старится медленно – на большинстве представленных работ ей исполнилось чуть больше тридцати – и литографии и графика требуют особых условий содержания: во-первых, во избежание выгорания, предохранения от попадания прямого солнечного света, во-вторых, защиты от фотовспышек (именно поэтому табу для любителей пощелкать цифровиками, по решению организаторов выставки, не распространяется только на керамические тарелки, единственный в коллекции Шадрина гобелен и скульптуры).

Скульптуры в основном сосредоточены в боковом зале музея, своего рода «сокровищнице». Здесь организаторы посчитали нужным разместить наиболее ценные экспонаты. Именно поэтому в соседстве с пятью литографиями, выполненными в редких техниках сухая игла и лавис, оказались такие знаменитые бронзовые работы, как «Женщина в огне», «Святой Георгий Победоносец», в свое время подаренный Бенджамином Леви, председателем фонда «Мир Дали» и большим другом отлученного от церкви художника самому Папе Римскому, и даже небезызвестная «Долинианская танцовщица» – она в скором времени отправляется на плановую реставрацию. «Лошадь, оседланная временем» – излюбленная метафора Дали – единственная в коллекции покрыта позолотой. Считается, что такой художник изобразил свою любовь и музу Елену Дьяконову, под грузом лет теряющую свою былую привлекательность, но продолжающую упорно бороться с самим временем. Разглядывая «Лошадь», невольно упираешься взглядом в белое «Лицо» с черными прорезями глаз, напоминающее венецианскую маску. Этот образ также был навеян Дали его женой. Как известно, в последнее время всегда ухоженная и не отказывающая себе в дорогих вещах Гала безумно увлеклась пластическими операциями, которые, к сожалению, ожидаемый эффект так и не принесли.

Своя, правда, сравнительно новая история и у гобелена «Битва при Тартулиане». Дело в том, что в коллекции Шадрина его могло и не быть. Вещица очень приглянулась американцам, и судьба работы решилась в ценовом соперничестве.

Передвижная выставка «Шедевры Сальвадора Дали» задержится в Саратове до 13 января. Срок ее пребывания в нашем городе пока самый долгий из всех предыдущих посещений экспозиции. И то лишь потому, что у екатеринбургского коллекционера Шадрина особые давние и теплые отношения с Радищевским музеем. Но уедут работы обязательно. Ведь одно из условий, на которых фонд «Мир Дали» согласился расстаться с частью своих сокровищ, – обязательство частного владельца коллекции экспонировать ее по всему миру. Едва ли можно точно подсчитать, сколько времени потребуется Александру Шадрину на то, чтобы познакомить с произведениями искусства жителей крупных и средних городов России. Но уже известно, что в ближайшие годы выставка, скорее всего, отправится покорять Украину, Австрию, Германию или Китай. Эти страны уже выразили горячее желание принять у себя гениального и загадочного Дали.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10122007154202&oldnumber=422