"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (432) от 21.02.2008

Угол Зрения

Почему россиянину нужны права человека и демократия

Размышления после 20 лет учебы гражданскому обществу

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

(Продолжение. Начало в №№ 40 (420), 42 (422)

за 2007 г. и № 5 (430) за 2008 г.)

Превратить наши органы местного самоуправления в реальные органы местного самоуправления – дело исключительно сложное, требующее значительных усилий и времени. Эта работа включает в себя не только изменение форм и методов работы народных избранников, но и чиновников из муниципальной администрации, а также изменения нормативной базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления.

Против этих изменений будут возражать, сплотившись в единую стаю, все вороватые и коррумпированные депутаты и чиновники, поскольку едва ли их устроит перспектива утратить возможность безнаказанно и бесконтрольно заглядывать в бюджетное корыто и присваивать за бесценок муниципальную собственность.

Но, с другой стороны, именно эта работа, если она приведет к положительному результату, может дать наибольшее моральное удовлетворение, так как следствием этого будет качественное изменение уровня жизни каждого саратовца во всех сферах городской жизни: и в образовании, и в медицинском обслуживании, и в работе городского транспорта, и в организации отдыха жителей города и т. д.

Я прошу прощения у читателя, что вынужден дальше несколько утомлять его внимание цитированием законов и подзаконных актов о местном самоуправлении, но это делается только для того, чтобы было понятно, как наша феодальная бюрократия из организации местного самоуправления устраивает для себя бездонную кормушку, обеспечивая себе самовластье и баснословные доходы.

«Европейская хартия местного самоуправления», принятая 15 октября 1985 года, к которой присоединилась Российская Федерации с 1 сентября 1998 года гласит: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».

Согласно Хартии, местное самоуправление осуществляется советами и собраниями, которые создают, если в этом имеется необходимость, подотчетные им исполнительные органы. Следовательно, исполнительные органы и муниципальные чиновники, заседающие в Администрациях, органами местного самоуправления не являются и, что особенно важно, представлять собой органы местного самоуправления не могут. На таких принципах строилась организация работы хорошо известных нам местных органов Советской власти, которые не справились со своими задачами только потому, что действовали не в свободном демократическом обществе.

В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», принятом в 2003 году, записано иначе: «Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

Однако этот недостаток компенсируется закреплением положения, что «порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования».

Обращаю внимание читателей на то, что в нашем российском законе об общих принципах местного самоуправления введено два новшества, которые, с моей точки зрения, резко отличают данный закон от Хартии. Первое: образуемые представительными органами органы управления названы также органами местного самоуправления. Второе: образованные органы наделяются собственной компетенцией, и при этом об обязательной подотчетности их образовавшим выборным органам нет ни слова. Но, вместе с тем, закон дает возможность, в зависимости от уровня общественной активности и культуры населения муниципального образования, честности и добросовестности муниципальных депутатов, в Уставе местного образования цивилизованно и в интересах населения установить полномочия, подотчетность и подконтрольность органов и чиновников местного самоуправления.

Посмотрим далее, что происходит с данным понятием «самоуправления» на уровне регионов, в частности в нашей Саратовской области. В Уставе (Основном законе) Саратовской области записано, что «органы местного самоуправления формируются в порядке, установленном федеральными законами, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований».

Как мы видим, на региональном уровне сохраняются возможности как для установления самовластья бюрократии, так и возможность создания цивилизованного местного самоуправления. Посмотрим далее, как на практике мы, жители города Саратова, реализовали право на местное самоуправление.

В Уставе города Саратова, принятом в 2005 году, закреплено, что «структуру органов местного самоуправления города составляют: городская Дума – представительный орган; Администрация города – исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата – контрольный орган. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий».

Если посмотреть в Уставе города Саратова на вопросы, отнесенные к уровню местного значения, а также на распределение компетенции между городской думой и администрацией, то не надо обладать огромным умом, чтобы понять, что мы, саратовцы, безответственно и равнодушно отнеслись к предоставленным нам возможностям создать в своем городе реальное местное самоуправление, то есть управление городом по поручению населения, от имени населения и, что особенно важно, в интересах населения. Наши депутаты городской думы, на мой взгляд, перед собой такой задачи даже не ставили. Наш городской Устав, по оценке даже многих чиновников, недемократичен и коррупционно емок. Депутаты городской думы позаботились о том, чтобы население не имело возможности ни влиять на деятельность городской бюрократии, ни контролировать ее деятельность.

Я уже высказывал свою точку зрения и повторю эту мысль еще раз, что если бы передо мной была поставлена задача таким образом организовать управление городом Саратовом, чтобы иметь безграничные возможности разворовывать и разбазаривать бюджетные средства и собственность города, то я подготовил бы именно такой Устав города, который мы, жители города, имеем сегодня.

В довершение хочу только напомнить, что позорный, на мой взгляд, проект Устава города был разработан фактически втайне от населения города, без широкой дискуссии в средствах массовой информации и по месту жительства граждан, а к принципиальным замечаниям, высказанным на публичных слушаниях, в том числе и автором данной статьи, никто из депутатов интереса предсказуемо не проявил. Нам, жителям, остается только утешиться тем, что депутату Саратовской городской думы по 13-му избирательному округу, мэру – главе городского самоуправления Аксененко Ю.Н и другим разработчикам недемократичного проекта Устава города Саратова, не опубликовавшим полного и подробного отчета по исполнению бюджета города Саратова за 2004 и 2005 годы, было присвоено звание «Самый ненародный депутат».

Конечно, все бывшие и нынешние депутаты могут не замечать этой мелочи и продолжать чувствовать себя на празднике жизни, но в истории города Саратова их руководящая антидемократическая деятельность, на мой взгляд, навсегда отмечена таким позором.

Ну, а мы, жители города, за свое равнодушие к проблеме управления городом будем нести ответственность высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги, плохой работой пассажирского транспорта, плохим водо-, электро- и теплоснабжением, проблемами в работе муниципальных больниц и поликлиник и еще массой других повседневных неприятностей. Но тут, как говорится, жаловаться не на кого. По Сеньке и шапка.

Однако возможность исправить положение не утрачена. Об этом – в следующем номере газеты.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022008132851&oldnumber=432