"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (432) от 21.02.2008

Проблема

Фокус с исчезновением

Екатерина БОГДАНОВА

Вспоминаю, как, еще будучи старшеклассницами, мы с подружкой вечерами с упоением добирались на другой конец города, и всякий раз в немыслимое, как мне тогда казалось, для муниципального, да и вообще театра захолустье, чтобы только не пропустить очередную премьеру в «АТХ». На моей памяти тесные, не самые уютные и в большинстве своем предназначенные исключительно для студенческих постановок залы никогда не пустовали.

С тех пор, как «Академии театральных художеств» не стало, прошло уже немало лет. Однако с трудом верится в то, что, повторись эта ситуация сегодня, финал развития событий мог бы оказаться иным. Не хочется проводить аналогий с другими существующими в городе театральными коллективами, но складывается впечатление, что Саратов без сожаления расстается со своими лучшими артистами. Как, например, это может случиться с театром магии и фокусов «Самокат», вот уже два десятилетия остающимся фактически бесприютным.

Выступая на состоявшемся недавно заседании коллегии городского комитета по культуре, руководитель «Самоката» Сергей Щукин, кажется, не удивил никого из присутствующих новизной своего доклада. Единственный в России и хорошо известный за рубежом театр завоевал разновозрастную саратовскую публику, но за все годы так и не обрел собственной сцены.

Свой двадцатилетний юбилей, случившийся еще в августе, но отмечаемый в ноябре прошлого года, коллектив встретил все в том же неизменном арендуемом помещении Дома офицеров.

Надо сказать, что в связи с недавними событиями неизменность данного обстоятельства начала даже вселять оптимизм, хотя и довольно специфического рода. «Богатей» уже писал о казусной ситуации, возникшей в договорных отношениях между собственником зала и его арендатором и на полном серьезе грозившей «Самокату» и вовсе лишиться какого бы то ни было пристанища. По счастью, общими усилиями конфликт был улажен, и теперь театр готовится в очередной раз заключить с гарнизонным Домом офицеров годичный арендный договор.

Другое дело, что судьба контракта неожиданно снова оказалась под угрозой. Весь вопрос в том, что 167 квадратных метров, которые в общей сложности образуют крохотный зал и смежное с ним подсобное помещение – все, чем «владеют» саратовские фокусники, еще не прошли государственную оценку. Независимый оценщик, побывавший на днях на площадях «Самоката», огорошил труппу известием о том, что в связи с повсеместным скачком цен отныне арендная плата увеличится как минимум втрое – со 140 до 400–500 рублей за квадратный метр. Неудивительно, что этому авторитетному мнению театр предпочел не поверить и дождаться следующего специалиста (благо, Дом офицеров на сей раз решил избавить себя от обременительных расходов и переложил процедуру проведения оценки собственной недвижимости на плечи самого арендатора). Потянуть такую запредельную аренду «Самокат» все равно не сможет, тем более, что бюджетное финансирование театра в этом году немногим превышает прошлогодние цифры.

Между тем, театр – единственный в городе, который год от года не только выполняет, но и перевыполняет существующую репертуарную разнарядку. При плане в сто сорок сыгранных спектаклей «Самокат» только в прошлом году отыграл сто шестьдесят семь. Мог бы и больше, тем более что зрители привыкли раскупать билеты на представления иллюзионистов Щукиных за месяц вперед. Но увеличению производительности препятствуют чисто технические причины: из-за ограниченности пространства каждая дополнительная репетиция дается артистам тяжело. Трудно сказать, можно ли считать этот факт признаком преуспевания и возрождения театральной культуры, но в Саратове уже не осталось подмостков, предлагающих зрителю наблюдать за происходящим на сцене, воспользовавшись сомнительным комфортом деревянных кресел. Зрители «Самоката» не обращают на такую мелочь внимания. Занять некоторые из ограниченных восьмидесяти мест в зале для многих семей уже счастье, особенно для тех из них, кто живет далеко от центра и не имеет возможности лишний раз выбираться в город специально ради охоты за дефицитными билетами.

Но старенький и скромный зал, который, кстати сказать, в хитросплетении коридоров Дома офицеров еще надо постараться найти – не самое страшное из «богатств» «Самоката». К счастью, зрители не догадываются о том, что происходит за кулисами. Например, в тесной полутемной подсобке, соединяющей зал с так называемым административным помещением, в котором вместе с животными ютится вся труппа и технический персонал театра, уже не первый год обнажаются перекладины потолка. Ситуация становится особенно тревожной в периоды обильных дождей и снегопадов, то есть несколько раз в неделю, когда образовавшаяся в потолке метровая щель напоминает о своем присутствии выпадением мокрых осадков, перемежающихся кусками штукатурки. Дабы защитить от стихии головы сотрудников, под щелью соорудили настил, на который в случае непогоды выставляются ведра и тазы. Предоставлять Щукиным деньги на ремонт помещения, тем самым подновляя не принадлежащее театру здание, комитет по культуре, понятное дело, отказывается.

В соседней комнате, одновременно служащей директорским кабинетом, мини-зверинцем и офисами сотрудников, которых в штатном расписании театра значится около тридцати человек, с крышей никаких проблем нет. Проблема в другом – как разместить в единственном помещении все штатные единицы, предоставив каждому собственное рабочее место. Лучший пример существования в тесноте, да не в обиде подает сам Сергей Вадимович: директорский стол находится в непосредственном соседстве с клетками редких голубей и карликового кролика Малыша. И хотя в театре назрела необходимость пополнения персонала специалистом по связям с общественностью, с введением новой должности Щукин-старший не торопится, ведь размещать дополнительного сотрудника в загроможденной столами комнате попросту негде.

Стесненные условия позволили «Самокату» даже изобрести новый вид гастролей – по арендуемым площадкам … собственного города. Например, в конце марта труппа с программой «Фокусы на бис» посетит наиболее обделенный магией Ленинский район, на целый субботний день обосновавшись в огромном зале на 700 мест, принадлежащем областному центру народного творчества ДК «Техстекло».

А ведь, как поется в известной песне, все могло быть иначе. Обзаведись «Самокат» двумя–тремя помещениями и собственным залом, рассчитанным на 120–200 зрителей, многие проблемы – не только театра, но и города – были бы решены. Уже не первый год Сергей Щукин вынашивает идею о создании на базе театра магии и фокусов Центра волшебства для детей и подростков. Ничего подобного в России нет и в ближайшее время, судя по всему, не будет. Есть только потребность: многочисленные просьбы маленьких зрителей стать сопричастными к происходящим на сцене таинствам. Процессу обучения юных иллюзионистов способствовали бы не только колоссальный опыт и мастерство семьи Щукиных, но и огромное количество имеющегося в театре наглядного материала.

«Самокат» подумывает и о том, чтобы приобрести новых пернатых и четвероногих артистов: обезьянок и дорогостоящего попугая. Но размещать животных, кроме как на сцене, негде. Более того, при желании и готовности выступить спонсором ничто не мешало бы обладающему столь уникальным творческим коллективом городу организовывать масштабные иллюзионные шоу а-ля трюки Дэвида Копперфильда. Конечно, удовольствие приобретения крупногабаритной аппаратуры для таких выступлений не из дешевых, тем более что годовой заработок театра и без того чуть ли не целиком расходится на покупку производимого в США магического реквизита. Но, думается, что, подойди чиновники хотя бы с долей изобретательности к организации того же Дня города, затраты на уникальное шоу не показались бы такими большими по сравнению с выпиской из столицы уже основательно приевшихся народу и в большинстве своем за версту попахивающих нафталином «звезд».

Несмотря на то, что еще совсем недавно, по случаю визита в Саратов делегации Михаила Швыдкого и проведения всероссийского форума, город с нелепой важностью примерял на себя корону культурной столицы Поволжья и с правительственных трибун кричал о созидательном творчестве во имя детей, самый детский из городских театров почему-то продолжает оставаться в своем полуподвальном статусе. За все время существования театра никто ни разу не предложил самобытному «Самокату» ни начать строительство здания, ни подыскать в центре города площади, на которых известные во всем мире иллюзионисты наконец-то смогли бы почувствовать себя полноценным творческим коллективом, нужным не только своим зрителям, но и городским властям. Но у последних, видимо, и без того остается о ком заботится. Ведь два муниципальных театра – «Балаганчик» и с недавних пор оказавшаяся на городских выселках «Версия» – собирают залы с превеликим трудом. Остается надеяться, что воображаемые подмостки – все же не тот идеал, к которому стремится театральная культура Саратова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022008133139&oldnumber=432