"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (438) от 3.04.2008

ЖКХ

Леонид Писной: «У нас «сверхнормативное потребление» и удавка из платежей

Материал подготовил Алексей ГОЛЯКОВ

На материал «Галопирующие тарифы», опубликованный в прошлом номере газеты, откликнулся депутат Саратовской областной думы Леонид Писной. Он ответил на вопросы корреспондента «Богатея», продолжающие тему статьи.

Л. Писной: Чтобы внести ясность в ситуацию, складывающуюся сегодня с тарифами, нужно разобраться с нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг, и прежде всего на отопление и горячее водоснабжение. Ни для кого не является секретом, что Саратов сегодня сотрясает от так называемого «сверхнормативного потребления» тепла и горячей воды; и те корректировки, которые навязываются населению сейчас, – это еще, как говорится, цветочки, а первые ягодки будут в конце апреля–мая.

Вообще, что такое нормативы в данном случае? Нормативы – это расчетное потребление энергоресурсов на подогрев горячей воды и для обогрева условного квадрата жилой площади. Конечно, это в принципе усредненные цифры, но они являются основой для регулирования тарифов на коммунальные услуги.

История утверждения саратовских нормативов на тепло достаточно бурная, если вспомнить последние 7 лет. А вспомнить, я считаю, в сегодняшнем контексте необходимо.

Когда-то, в «коммунистическом вчера», нормативы были рассчитаны практически на неопределенное время и колебались в нашей стране в зависимости от климатических особенностей. Расчет велся – для тех, кто не знает, – централизованно из Москвы, и для Саратова он составлял 0,02 г/кал на 1 кв. метр отопления в среднегодовом расчете и 0,2 г/кал на подогрев горячей воды на одного человека вне зависимости от возраста, пола и т. д. Этот норматив в регионе выдерживался до 2001 года. С началом реформирования местного самоуправления право формирования нормативов целиком перешло к органам этого местного самоуправления, то есть к Саратовской городской думе.

Корр.: И насколько заметны оказались изменения?

Л. Писной: Поначалу нормативы просто «тупо» копировали вчерашние, и это объяснимо тем, что система ЖКХ находилась еще на 60-процентной дотации и люди платили по возрастающей 20, 30, 40 % от стоимости. Наблюдалось это в период 1995–2004 годов.

В 2001 году произошла первая корректировка нормативов, и они были уменьшены до двух третей от прежних показателей. Сделала это рабочая группа гордумы под моим руководством и при активном участии депутата В. Синичкина. Причина занижения была весьма банальна. В 2002 году, как известно, было судебное решение по отмене тарифов, принятых гордумой. Мы стояли летом этого года перед очень неприятной дилеммой. Если бы не были изменены существовавшие к тому времени нормативы, то платежи населения за потребляемое тепло увеличились бы в 2,5 раза.

Корр.: Но этого не произошло…

Л. Писной: Да, и случилось это благодаря тому, что мы впервые в постсоветской истории города Саратова по-настоящему влезли в проблему этих «чертовых» нормативов. Базой для подобных решений послужили показания еще достаточно редких на тот момент приборов учета, которые были оборудованы в объектах социальной сферы. На мой взгляд, это очень важные результаты, дававшие возможность составить какую-то более-менее логичную картину по этому вопросу.

Вторым источником информации стали показания приборов учета ЦТП, с помощью которых можно было увидеть реальные объемы потребляемой энергии. Данные по Саратову вырисовывались интересными. Был получен показатель по отоплению 0,011–0,014 г/кал при расчетном показателе на ГВС 0,18–0,2 г/кал на человека на квадратный метр в среднегодовом измерении. Поэтому в думу и были внесены соответствующие предложения по уменьшению до двух третей. Это позволило сделать менее болезненным последующий рост тарифов на отопление и горячее водоснабжение (в августе 2002 г. тарифы подскочили на 65 %, но не в 2,5 раза, как могло бы быть) и сгладить противостояние между прокуратурой и мэрией, от последствий которого в конечном счете страдали бы простые горожане.

Хочу отметить, что много и разных тогда звучало мнений, но главное было сделано – обвального роста тарифов удалось избежать. В дальнейшем нормативы, как можно предположить, не стояли на одном уровне, и обусловлено это было появлением и внедрением и на теплоцентрах, и у потребителей все большего количества приборов учета. В 2005 году усредненный результат потребления находился на уровне 0,016 г/кал на квадратный метр по отоплению при среднегодовом расчете на 12 месяцев.

По горячему водоснабжению показатель того же года находился на уровне 0,168 г/кал. Вскоре итоги наблюдений за расходомерами в многоквартирных домах привели к выводу, что горячей воды мы льем больше, и норматив был поднят до 0,19 г/кал в среднем на человека.

Корр.: Леонид Александрович, а чем Вы можете мотивировать положение с нормативами и, соответственно, с тарифами в 2006–2007 годах? Даже за первые месяцы текущего года динамика роста бьет, как говорится, все рекорды. Что случилось такого экстраординарного, что оправдывало бы их скачкообразное увеличение?

Л. Писной: Хочу сразу акцентировать внимание читателей – рост начался в тех домах, которые не оборудованы приборами учета. И вот тут никто из наших жилищно-коммунальных стратегов еще не почесал себе репу и не задал вопрос: а что будет, если все дома, как и положено по современным стандартам, разом установят у себя эти приборы? Характерный пример: в Кировском районе два жилых дома, расположенных неподалеку друг от друга: Тракторная, 17/29 и дом № 30 «А» по ул. Дачной, построенный, кстати, предприятием, которым я руковожу (ЗАО «Саратовоблжилстрой» – Авт.). Так вот, второй дом, поскольку сдавался в 2003 году, имеет весь комплект оснащенности приборами. Причем, когда мы завершали строительство, оборудовали и приборами учета ЦТП. А первый дом – муниципальный, сданный под ключ в 1992 году. Таким образом, два соседних, примерно равных по метражу, дома в январе с. г. потребили тепловой энергии, если верить показателям, с разницей в 2 раза. То есть, по-русски говоря, наши коммунальщики «выезжают» на жителях, покрывая с лихвой свои расходы – на тех, кто в силу разных обстоятельств не смог пока в своих жилых домах поставить эти приборы. При этом Волжская ТГК умалчивает, сколько г/кал показывает на ТЦП, потому что, исходя из этих данных, можно было бы высчитать расход в самих домах.

Корр.: Ваш прогноз: на кого же еще в перспективе могут повесить расходы?

Л. Писной: Я думаю, что на тепловые сети. Как это было уже неоднократно. Когда еще не было передачи квартальных теплосетей в аренду Волжской ТГК, существовало две группы потерь. Одна из них закладывалась в тарифы ТГК регулирующим органом субъекта федерации, и она (группа) распространялась на действие по магистральным сетям, а вторая группа потерь утверждалась при формировании тарифов на отопление и горячее водоснабжение комитетом по ЖКХ города Саратова и выносилась на городскую думу. Так вот, и там, и там потери утверждались в размере 10 % на магистральных сетях и 9–11 % по так называемым коммунальным. После того как абсолютно правильно было принято решение о передаче всех сетей в аренду Волжской ТГК, то, по вполне понятным причинам, связанным с законодательством по регулированию тарифов, вторая группа потерь просто исчезла. Этот факт в законодательном плане никто не может никак учесть. И, анализируя цифры, убеждаешься: тот коэффициент потерь, который на сегодняшний день присутствует в тарифе Волжской ТГК, очень и очень мал. И чем больше домов, где ставят приборы учета, тем больше потери, которые нигде не предусмотрены; при этом валиться они будут на тот жилой фонд, где приборов нет. Когда в прошлом году происходило регулирование тарифов Волжского ТГК, депутаты облдумы пытались найти выход из положения. За счет чего придется покрывать расходы в ближайшем будущем, когда все жилье будет оборудовано так, как и требуется? И вот здесь, как это ни прискорбно сообщать, мы столкнулись с тем, что на всех поставщиков уже действует предельный индекс роста. Наше совершенно здравое желание добиться того, чтобы Волжская ТГК брала на себя издержки, связанные с тарифами, напоролось на факт: мы, как орган субъекта, в праве которого эти тарифы на правовой основе регулировать, являемся заложниками московских органов регулирования.

Корр.: То есть «брать быка за рога», то бишь тарифы, не во власти области?

Л. Писной: Во власти, но в пределах установленного индекса роста. Недаром в этой связи о компании А. Чубайса вновь, причем в самых высоких кабинетах, начали говорить далеко не в почтительных эпитетах. И поскольку регулирование тарифов Волжской ТГК начинается с увеличения тарифа на так называемых коллекторах ТЭЦ (что инициирует головная структура РАО «ЕЭС»), то Москва, дав в регионы установку на повышение г/кал на коллекторах ТЭЦ, органам субъекта федераций не оставляет никаких возможностей для влияния на ситуацию. Федеральный центр, приходится это признать, только слизывает пенки, подставляя под удар и облбюджет, и граждан, и поставщиков централизованной теплоэнергии. Но в перспективе такая политика бумерангом ударит и по самим энергетикам, ведь рано или поздно все жилье будет иметь эти счетчики, и тогда что, Волжская ТГК станет банкротом? Не знаю, о чем они думают сейчас. Но страшнее другое – более половины, если не больше, саратовцев стали заложниками этой безответственности.

Корр.: А что делать?

Л. Писной: В 2007 году облдума и облправительство добились заключения соглашения с поставщиками и смогли зафиксировать положение, что компенсация сверхнормативного потребления будет осуществляться за счет консолидированного бюджета в следующем финансовом году. Это соглашение полностью соответствует законодательной базе по оказанию услуг населению, в частности, постановлению № 307 Правительства РФ, и просто элементарным требованиям жизни.

В этом году почему-то все, имеющие дело с ЖКХ, стыдливо прячут голову в песок, делая вид, что ничего не происходит, хотя на 2007 год величина потерь прогнозируется намного выше по сравнению с прошлым годом. Я лично не согласен с главой города Тульским, который заявил в интервью «МК»: «Ну, подумаешь, заплатит саратовская семья 3 тыс. за свое жилье». Я могу понять Сергея Николаевича, поскольку он работник администрации, а не депутат и никогда им не был. А мы напрямую общаемся с семьями (а таких семей, для справки, в Саратове не менее трети), где повышение на сотню-другую тарифов – это несчастье, путь к полуголодному существованию. Они приходят ко мне в приемную и говорят: «У нас два выхода: или не платить за эти «ж.к.у.» и дожидаться, когда тебя выселят из квартиры, или – зубы на полку». Нужно понять: вся социальная поддержка людей в аспекте жилищно-коммунальной реформы «пляшет от печки» нормативов. Не разберемся с ними – ничего не будет. Льготирование ветеранов и инвалидов базируется на них. Субсидии малоимущим семьям идут от уровня платежа, связанного опять-таки с нормативным потреблением. Идет сплошное нарушение 307-го Постановления. Во-первых, все корректировки должны быть предусмотрены договором между поставщиками и исполнителем коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая компания). И параллельно эти структуры должны фигурировать в договорах между исполнителем и потребителем в лице жителей многоквартирного дома. Мало того, что договоры между поставщиками и исполнителями на сегодняшний день не соответствуют правилам оказания коммунальных услуг, так к тому же еще многие компании выставляют ежемесячно счета, не имея никаких договоров. А это – само по себе серьезное нарушение. Получается по поговорке «без меня меня женили». По большому счету, все, что произошло у нас в первом квартале 2008 года, – это неприкрытое нарушение российского жилищного законодательства. И я надеюсь, что антимонопольная служба, прокуратура обратят свое внимание на это. Думаю, что и жилинспекция не останется равнодушной к незаконному перерасчету платежей. Я, как депутат, работающий с избирателями не от случая к случаю, а постоянно уже в течение восьми лет, как экономист, как законодатель облдумы, не хочу, чтобы дело доходило до судов, до демонстраций, до неплатежей за «ж.к.у.». Сегодня нужно садиться за стол переговоров с энергетиками, находить всеми возможными способами компромисс, заключать взаимоприемлемые соглашения. Думать надо и об адресной помощи людям. Нужно подвергать тщательному мониторингу ситуацию со «сверхнормативкой», иначе она выйдет из-под контроля, и люди нам этого не простят.

И еще одно. Вся практика, складывающаяся с платежами населения за коммунальные услуги, работает однозначно против имиджа партии «Единая Россия», которая, как известно, заботится об эффективности властной вертикали. Понимать это должны на самом верху. И делать соответствующие выводы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042008112837&oldnumber=438