"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (438) от 3.04.2008

Очевидец

«Радуга» продолжит радовать

Екатерина БОГДАНОВА

В среду на минувшей неделе в Саратове свершилось громкое культурное событие – в долго пустовавшем здании на Кутякова, 18 открылся Центр классического искусства и культуры народов мира, созданный в рамках уникального проекта уже известного саратовцам культурно-выставочного центра «Радуга».

О приготовлениях, предшествовавших открытию, «Богатей» уже достаточно подробно рассказывал в прошлом номере. К сказанному хочется добавить только одно: до последнего дня с трудом верилось в то, что проходящие в полуразрушенном корпусе глобальные восстановительные работы будут завершены в отведенный для этого срок. По крайней мере, такие опасения еще за неделю до предполагаемого торжества внушало состояние трех залов и парадной лестницы, которые «в первую очередь» должны были предстать взорам посетителей.

Но 26 марта первые гости Центра не заметили даже малейших следов недавнего ремонта. Что, впрочем, стало не единственным сюрпризом для посетивших новый музей ценителей искусства. Дело в том, что в самый последний момент стало известно, что обновленная «Радуга» откроется не тремя выставками, как это предполагалось вначале, а сразу четырьмя экспозициями. Внеплановыми экспонатами оказались несколько потеснившие фотопанорамы Саратова светящиеся картины современного художника-космиста Бориса Смирнова-Русецкого. Все пять копий работ мастера, подлинники которых находятся в Государственном музее Востока в Москве, стали подарком Центру от самарского издательского дома «АГНИ». Но генеральный директор «АГНИ» Елена Никитина привезла с собой не только подарки: уникальными репродукциями прибывших из Самары работ Николая и Святослава Рерихов открылись сразу две выставочные площадки саратовского Центра. В привезенной коллекции оказались такие известные вещи Рериха-старшего, как «Силуэт», «Закат», «Матерь мира», эскиз «Гималаи». Для того чтобы посмотреть эти картины в подлиннике, сегодня пришлось бы посетить сразу несколько музеев – не только российских, но и зарубежных – а также испросить разрешение взглянуть на домашние собрания у разбросанных по всему миру частных коллекционеров. Не говоря уже о том, что увидеть все эти шедевры собранными вместе едва ли вообще кому-либо удавалось.

Благо вот уже свыше десяти лет самарцы занимаются точным воспроизведением известных полотен. В 1996 году они потрясли общественность, организовав в Государственном музее Востока первую выставку уникальных компьютерных копий. По словам Елены Никитиной, в основу производства репродукций была положена техника, ранее применявшаяся исключительно в рекламных целях. Компьютерная обработка фотографий картин позволяет не только добиться максимальной приближенности конечного продукта к оригиналу, но и способствует многотиражности. Однако компьютерная копия живописного произведения отличается не только точной передачей цветовой палитры оригинала. Большое значение имеют чернила и поверхность, на которую переносится виртуальное изображение. В зависимости от техники, в которой выполнена копируемая работа, компьютерный макет распечатывается на холсте либо на бумаге. При этом поверхности, как и краски, изготавливаются по специальной технологии за рубежом. Как пояснила Никитина, в многолетней практике «АГНИ» встречалось очень мало случаев, когда частные коллекционеры наотрез отказывались от «клонирования» своих собраний. Что же касается музеев, то на сотрудничество с самарским издательским домом они соглашаются весьма охотно. Доказательством тому служит то обстоятельство, что на сегодняшний день «АГНИ» успешно работает с 70 музеями России, стран СНГ и зарубежья.

Презентация проекта сопровождалась не только музыкой в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Лель», но и краткими экскурсиями по представленным в открывшихся залах Центра выставкам. Часть из них – как, например, фотопанорамы Саратова или репродукции полотен Рерихов (с той только разницей, что на смену самарским копиям со временем придут собрания работ из фондов самой «Радуги») – директор нового музея Виктория Кручинкина планирует сделать постоянно действующими экспозициями Центра. А вот тянуть с посещением временной выставки «Христианские сюжеты в русской живописи» саратовцам точно не стоит.

Впрочем, новая «Радуга» вынашивает идеи еще очень многих интересных проектов, реализацию коих, безусловно, облегчит тот факт, что уже к середине лета площади Центра должны прирасти еще на два отремонтированных зала.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042008113418&oldnumber=438