"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (438) от 3.04.2008

Худсовет

Запад играет Восток

Светлана ТЕНЕТКО

«Познай другого – познаешь самого себя», – говорили древние. Такое узнавание через музыку – язык, понятный каждому, – подарила саратовцам 25 марта программа «Запад встречает Восток» в исполнении концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд». Наверное, символично, что приглашенные дирижер и саксофонист прибыли из Америки – с того самого Дикого Запада.

В этот вечер оркестром руководил профессор музыки Кливлендского университета Берч Броунинг. И открыл программу маршем Камиля Сен-Санса «Запад и Восток» (Orient et Occident, op. 25, 1869). Член Института Франции (1881), почетный член Петербургского отделения РМО (1909), основатель Национального музыкального общества (1871) Сен-Санс был не слишком часто исполняемым у нас автором; исключение составляет, пожалуй, его «Карнавал животных». Но сам Сен-Санс гордился маршем «Запад и Восток» и считал его вкладом во французскую духовую школу. Этот марш звучал в 1915 году на Международной выставке в честь открытия Панамского канала.

В марше мирно сосуществуют две совершенно разных темы. Первая, олицетворяющая западное общество, изобилует духовыми инструментами. В мелодии сочетаются английская чопорность и французская легкость и изящество. Вторая тема напоминает турецкие или янычарские наигрыши, четкий ритм барабана сочетается с мелодичностью флейты и кларнета.

Концертная сюита для альт-саксофона с оркестром Уильяма Болкома больше напоминала роман. Первая часть – светлая, беззаботная, похожая на солнечные зайчики в каплях весеннего дождя – сменилась контрастной протяжной мелодией, напоминающей русские народные песни. Третья часть была похожа на шаловливые проделки подростка, а заключительная больше напоминала иллюстрации к сценам из жизни гангстеров или бутлеггеров 20–30-х гг. Маленькое кафе, в клубах сигарного дыма за столами эдакие джентльмены в лакированных ботинках обсуждают очередную сделку…

Российской премьерой стало в это вечер одно из наиболее исполняемых в Америке произведений Яшихидо Ито Симфоническая поэма для оркестра «Глориосо». Вариации на тему григорианских хоралов в сочетании с японскими мотивами выглядели несколько необычно и в то же время необыкновенно торжественно. (Даже дыхание перехватывало и мурашки бегали по коже). В этом произведении был задействован workman; говорят, на этом инструменте играют только люди с абсолютным слухом. Еще раз он появится вместе с ксилофоном в «Трех японских танцах» Бернарда Роджерса. Каждая часть «Трех японских танцев» – отдельная история, составляющая некий триптих. Танец с ленточками рассказывает о подготовке невесты к свадьбе. Скорбный, или белый (в Японии белый цвет является цветом скорби и смерти) танец – о конце жизненного пути, а ритуальный танец с мечами по своей энергетике вызвал ассоциации с «Танцем с саблями» А. Хачатуряна.

В «восточной» части программы, на мой взгляд, царила Япония. А Запад был представлен произведениями почетного дирижера Бостонского оркестра Дж. Уильямса, широко известного нам по таким оскароносным фильмам, как «Челюсти», «Список Шиндлера», «Звездные войны», «Гарри Поттер». Прозвучали его увертюра к фильму «Ковбой» и «Поймай меня, если сможешь». Соло на саксофоне в исполнении доктора музыки Кливлендского университета Джона Перрина лишь сильнее подчеркивало тему авантюриста Эпенгейла.

Интересно было наблюдать за дирижерской манерой Б. Броунинга – довольно сдержанная, даже по-скандинавски неторопливая. То ли дело наш Жигайло – сколько экспрессии и эмоций… Впрочем, Броуниг и сам чем-то был похож на потомка древних викингов – рослый, белокурый, если бы не довольно добродушное выражение лица, вполне мог бы сойти за грозу северных морей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042008113500&oldnumber=438