"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (440) от 17.04.2008

БизнесмЭны

Навигация–2008: кто кого первым засудит

Ксения БАТУЗОВА

Открытию сезона навигации была посвящена пресс-конференция министра по развитию транспортного комплекса области

С.В. Шейкина. Обычно подобные мероприятия проходят тихо и мирно, но в этот раз все пошло не по плану.

Пассажирские суда, перевозящие людей по трем пригородным линиям, идущим из Саратова («Саратов–Сосновка», «Саратов–Кошели» и «Саратов–Шумейка»), находятся в частной собственности у предприятия ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ). До 2007 года ОАО «Пассажирское Речное Управление» являлось дочерним обществом «Саратовского речного пассажирского предприятия», блок-пакет (25 %) акций которого принадлежит государству. А в феврале 2007 года произошла сделка по продаже этих ценных бумаг, в результате которой владельцем 100 % акций стал Тимошок Александр Михайлович. Сумма сделки составляла 13,7 млн руб., в то время когда одно судно стоило порядка 10–14 млн руб. А их в собственности предприятия целых 10!

Нынешний министр вступил в должность в конце все того же 2007 года, и когда он немного разобрался со вверенным ему хозяйством и дошел до ситуации с речным транспортом, то обстоятельства данной сделки его насторожили и он решил разобраться с ее правомерностью. Как это: единственное пассажирское судовладельческое предприятие – и в собственности у частных лиц!

Экономически обоснованный тариф на перевозку на сегодняшний день составляет 180 рублей, и в прошлом году он был ненамного меньше. Чтобы граждане могли воспользоваться данным видом транспорта (особенно социально незащищенные слои населения и льготники), министерство транспорта заключает ежегодно договор с данным предприятием и возмещает ему убытки, возникающие от применения регулируемых тарифов, а также выплачивает некую сумму за перевозку льготных категорий граждан. Средства на это закладываются в бюджете области и выплачиваются после предоставления всех документов, доказывающих оказание услуг в определенном объеме. По такой схеме министерство работает со всеми транспортными предприятиями. В 2003–2006 годах размер компенсации из бюджета колебался в пределах 2,6–3,5 млн руб. А в 2007 (как раз после достопамятной сделки) он резко вырос до 9 млн руб. плюс 1,2 млн руб. за льготников. Сей факт тоже не ускользнул от внимания господина Шейкина, и он заподозрил, что сия контора кладет себе некую нехилую сумму в карман, то бишь несакционированно использует средства.

Поскольку ПРУ – частное предприятие, то для регулирования тарифов и получения им компенсации каждый год необходимо заключать договор о взаимном сотрудничестве. Такой документ был подписан в начале 2007, и все шло гладко: стороны неукоснительно соблюдали его. А в 2008 ПРУ заартачилось, и ни в какую!

Сергей Владимирович выразил опасение по этому поводу, поскольку причина подобного поведения ему непонятна. А отсутствие договора ставит под сомнение начало навигации вообще и обслуживание льготных категорий граждан, в частности. Но тут в зале началось шевеление, и из рядов собравшихся встал тот самый А.М. Тимошок, председатель совета директоров ПРУ, и объяснил причины нежелания сотрудничать с государством в лице министерства по развитию транспортного комплекса. По словам Александра Михайловича, им еще не перевели на счет часть тех денег (а точнее – 1 млн 300 тыс. руб.), что должны по соглашению на 2007 год. И мотивация подобного поведения ему не вполне ясна, поскольку на его многочисленные письменные запросы, отсылаемые в правительство, ответили лишь председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму областной думы О.А. Галкин и Главный федеральный инспектор по Саратовской области П.Н. Гришин. А по запросу Саратовской областной думы – министр по развитию транспортного комплекса области С.В. Шейкин. А запросов было в 2 с лишним раза больше! И никакой конкретики и доказательств. Тимошок сам очень заинтересован в том, чтобы деньги не шли налево. И если министр ему поведает о нарушениях в использовании денег (дачка, построенная генеральным директором ПРУ Глумовой на общие деньги, или частые поездки на мировые курорты), то он, Тимошок, самолично снимет ее с должности. Но Шейкин никаких конкретных обвинений в адрес Глумовой не высказывал. Министра весьма удивила ее неуловимость и безответность, т. е.: на официальные совещания в правительстве она не являлась и объяснений такому поведению не давала. Тогда Александр Михайлович высказал еще одну возможную причину того, что платежи ПРУ были приостановлены. По его словам: «Человек, похожий на господина министра, просил у меня крупную сумму – миллион рублей. А я ему отказал. Возможно, он мне мстит таким образом. Но зачем же из-за своих амбиций ставить под угрозу навигацию?»

В ответ на эту не лишенную оригинальности версию Шейкин ответил, что речь не о том, что было, а о том, как начать навигацию. И обвинил Александра Михайловича в том, что тот хочет поставить на колени город своим шантажом. А Тимошок парировал в том смысле, что еще неизвестно, кто кого шантажирует, но он уже подал в суд, чтобы там разобрались, почему один единственный чиновник позволяет себе нарушать закон, принятый думой. А. Тимошок: «Пока такой человек у руля министерства, мы сотрудничать не видим возможности». И назначил ответную пресс-конференцию на следующий день, дабы познакомить прессу со своей версией происходящего.

Ответный удар

9 апреля в гостинице «Волна» народу было поболее, чем днем раньше в пресс-центре правительства. Кроме председателя совета директоров ПРУ Александра Тимошка, там присутствовала генеральный директор данного предприятия Эльвира Глумова. Также был приглашен министр комитета по развитию транспортного комплекса Сергей Шейкин, но он почему-то не ответил на это приглашение.

Эльвира Глумова озвучила цифры, характеризующие работу предприятия. За 2007 год услугами водного транспорта воспользовались 81 тыс. 200 человек, из них 49 тыс. 400 чел. – льготники. Это на 1,2 % больше, чем за навигацию 2006 года. В собственности организации находятся 10 пассажирских судов, из них 6 задействованы в социальной программе помощи социально неблагополучным слоям населения. Флот требует круглогодичного вложения средств: на содержание, ремонт, зарплату работникам. Но в декабре прошлого года перевод причитающихся ПРУ за прошедший сезон средств было приостановлено по инициативе министра по развитию транспортного комплекса. Для бизнеса подобного масштаба 1 млн 200 тыс. руб. – большие деньги. И их отсутствие в преддверии начала навигации – катастрофа. 19 февраля суда были отозваны со стоянки, а работники – из зимнего отпуска. Потому что необходимо подготовить суда к сезону: покрасить, отремонтировать, провести инвентаризацию. Чтобы судно могло выйти из порта, оно должно пройти комиссию следующих организаций: Роспотребнадзор, Пожарнадзор, Надзор за транспортными средствами и др. Вся работа с контролирующими организациями занимает порядка 2-х недель, она начнется 14 апреля. И 26 числа весь флот будет готов к работе. В соответствии с постановлением правительства области от января 2008 года, тарифы будут выше прошлогодних на 15 %.

Далее слово взял Александр Тимошок. Он заявил, что все сомнения в законности сделки по покупке им акций необоснованны. Данная сделка готовилась к подписанию в течение года, каждая буква в договоре выверена юридической фирмой, а что касается суммы, то ее называл не он. К тому же, он покупал не пароходы, а бизнес, отягощенный огромным количеством долгов, проблем и социальными обязательствами. И сделал-то он это практически из милосердия, поскольку видел: Речпорт пассажирскими делами не особо занимается. Тимошок владеет недвижимостью на Набережной, ну и прикупил ПРУ, так сказать, до кучи. Чтобы все было под одним крылом. Поскольку это не единственный его бизнес, он может вкладывать средства в это убыточное на сегодняшний день предприятие. Позже оно войдет в «Поволжский туристический холдинг», и пароходики начнут приносить доход, поскольку будут не только перевозить граждан на дачи и обратно, но и катать зажиточных туристов. По его словам, новая функция не нанесет ущерба простым людям и их возможности пользоваться речным транспортом. Еще председатель совета директоров откровенно заявил, что если бы не он, от земли, так или иначе относящейся к порту, уже откусили бы не один кусок.

Но больше всего журналистов интересовала сама навигация, а не разборки министра и бизнесмена. Тимошок сказал, что ему позвонил депутат Писной, они поговорили 10 минут, и навигация будет открыта в срок. Льготные категории граждан, как и прежде, смогут приобретать билет по особому тарифу. Простые люди могут не бояться остаться без возможности попасть на дачу. Но договор с правительством заключаться не будет. Пока. Когда пройдут проверки Роспотребнадзора, Счетной палаты и других контролирующих организаций, разговор об этом возобновится. А пока ПРУ поработает себе в убыток. Благо у Александра Михайловича есть и другие источники доходов, откуда он может перебросить средства на покрытие убытков.

Напоследок этот много чего повидавший в жизни человек высказал надежду на то, что прошлое нынешнего министра транспорта тщательно проверят. Ибо есть у него подозрения, что не в первый раз уже господин Шейкин просит миллион.

А на следующий день во все СМИ по электронной почте пришел официальный пресс-релиз, из которого следовало, что Шейкин подал заявление в прокуратуру на Тимошка за беспочвенные обвинения в вымогательстве взятки. Ну, не просил министр по развитию транспортного комплекса миллиона, нет сему доказательств!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22042008120914&oldnumber=440