"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (440) от 17.04.2008

Образование

Знания в муках эксперимента

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Одним из самых малоимущих бюджетных тружеников соцсферы – учителям – ждать судьбоносных перемен в своем укоренившемся статусе пришлось даже дольше, чем не менее обделенным государством медикам. Все три года, пока на территории области реализовывался приоритетный нацпроект «Образование», о повышении учительских зарплат скромно умалчивалось.

И вот наконец-то педагоги дождались. Уже с начала следующего учебного года устоявшуюся и сильную в своей косности систему школьного образования начнут кромсать портновскими ножницами вместо того, чтобы деликатно взрезать хирургическим скальпелем.

Во всяком случае, именно такие малоприятные ассоциации вызывает перечень грядущих в образовательной системе области преобразований. И это на первый взгляд лишь стороннего наблюдателя. Сами преподаватели вот уже третий месяц пытаются переварить новшества, заготовленные для них областным минобразом в виде Комплексного проекта модернизации системы образования на территории города Саратова (КПМО). В очередной раз с основными положениями нового проекта депутатскую, чиновничью и учительскую аудиторию в составе более чем двухсот человек чиновники от образования знакомили в минувший четверг на общественном обсуждении КПМО в стенах 67-й школы.

Но обсуждать было чего, потому как нововведения, которые в этом и следующем годах ожидают учителей, учеников и их родителей, иначе как потрясением назвать трудно. Как обещают разработчики, проект коснется следующих, понятных и не очень, но явно масштабных направлений: введения новой системы оплаты труда преподавателей (НСОТ), перехода на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развития региональной системы оценки качества образования, развития сети общеобразовательных учреждений, расширения общественного участия в управлении образованием и организационного обеспечения или мониторинга. Не удивительно, что пока, на этапе предварительных общественных слушаний проекта, живейший интерес среди самих педагогов вызывает именно первое направление. Ведь даже если заработок работников образования вырастет, как это обещано программой, в среднем до 15 тысяч рублей, большинство полунищих школьных учителей наконец-то смогут почувствовать себя зарабатывающим классом.

Однако здесь не все так просто. Согласно новой схеме, почти все школы города перейдут на НСОТ уже с 1 сентября текущего года. Во всяком случае, согласованный в правительстве проект новой системы оплаты учительского труда в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение в областную думу. До того момента, как это произойдет, основной задачей курирующих проект структур, по мнению первого замминистра образования Михаила Горемыко, должна стать разработка в рекордно короткие сроки муниципального нормативного поля, которое и обеспечит этот переход. Но основную массу вопросов вызывает отнюдь не расторопность чиновников. Первый круг проблем связан с финансированием проекта. Пока даже самим его авторам не ясно, что произойдет с утроенными учительскими зарплатами в случае прекращения федеральной денежной подпитки. Во избежание печальных последствий региону еще предстоит разработать собственные нормативные защитные механизмы. Не менее сложен другой момент. НСОТ будет поставлена в прямую зависимость от наполняемости классов, что, в свою очередь, непосредственным образом скажется на «подушевом финансировании» школ. Но отнюдь не все из них смогут стать участниками эксперимента. И вот почему. Условия проекта подразумевают наличие в каждом классе не менее 24 учащихся. Однако близкими к этому стандарту показателями сегодня могут похвастаться разве что учебные заведения, расположенные в городском центре. На периферии статистика куда печальнее. К примеру, в школах Заводского района на одного учителя в среднем приходится до 16 учеников, в подведомственных же комитету по образованию учреждениях их и того меньше – около 9. А старшие классы вообще выпадают из этой картины и стоят особняком: количество желающих получить в школе полный курс знаний невелико. Усугубляет ситуацию и еще один фактор. К сожалению, многие учебные здания просто не приспособлены к большим «подушевым» нагрузкам: часть из них уступает конкурентам размерами, другие ютятся в чересчур обветшавших корпусах.

Частично решению этой проблемы будет способствовать реализация тесно связанного с двумя предыдущими еще одного направления проекта – развития сети общеобразовательных учреждений. Оно заключается преимущественно в реорганизации некоторых существующих школ путем присоединения одних к другим, иногда с последующим изменением вида учебного заведения и его переименованием. В частности, согласно существующему плану, такая процедура коснется СОШ №№ 8, 28, 9, 83, 18.

Здесь логика разработчиков проекта ясна. Реорганизация позволит довести количество школьников в классах до необходимых нормативов. Хотя наверняка найдутся школы, которым даже эти искусственные меры не помогут: для этого чиновникам понадобилось бы – ни много, ни мало – повлиять на демографическую ситуацию в регионе. Впрочем, и сам Михаил Владимирович не стал скрывать, что именно «развитие сети» представляется на сегодняшний день «наиболее больным вопросом для Саратовской области».

И все-таки самая интересная часть КПМО касается, пожалуй, намерений чиновников выработать региональную систему оценки качества образования (РСОКО) и привлечь к управлению процессом подачи и получения знаний общественников. Если верить выдержкам из проекта, за РСОКО будут закреплены как минимум девять функций, и основная роль в их осуществлении будет отводиться общественным институтам. Однако наиболее понятно выглядит только задача одной системы, которая «позволит оценить уровень качества образования, представляемого в каждом учреждении в отдельности и в городе в целом». Для этих целей в области планируется создание регионального центра оценки качества образования.

А уже до 1 июня в городе должна появиться другая структура – Общественный совет, организованный при муниципальном органе управления образованием. Именно члены Совета – а ими станут представители муниципальных учреждений, предприятий, организаций, общественных объединений, работники системы образования и родители – и будут, по мысли минобраза, влиять на качество образования. Что ж, из всего видно, что привычка к предельному забюрокрачиванию вверенной их попечению системы в душах и сердцах наших чиновников неискоренима. Чем иным еще можно объяснить создание в одной сфере множества дополнительных структур с весьма туманными полномочиями, которые явно обречены пересекаться в своей деятельности и даже мешать друг другу. Да и сама форма организации Совета вызывает легкое недоумение. Например, не совсем понятно, представители каких именно «организаций» и «предприятий» подразумеваются под будущими участниками оного органа. На некоторые сомнения в эффективности комиссии, сильно смахивающей на расширенное родительское собрание, наталкивают и определенные выдержки из ее устава. Согласно ему, члены Совета будут работать «на безвозмездной основе, добровольно», а собираться обязаны «по мере необходимости, но не реже одного раза в год».

И последнее. Каким бы ни был обсуждаемый КПМО, он, увы, не коснется дошкольных учреждений. Как пообещал Горемыко, до них, выпавших из эксперимента, очередь еще дойдет, но случится это не раньше 2009 года. Впрочем, даже в такой ситуации у яслей и детских садов имеется свой плюс: в запасе у них остается еще достаточно времени для того, чтобы как следует подготовиться к тому, что их ожидает. Морально.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22042008121818&oldnumber=440