"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (440) от 17.04.2008

Худсовет

Не пора ли взяться за Шекспира и Слаповского?

Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ

С 31 марта по 5 апреля в Саратове в третий раз проходил творческий семинар «Четвертая высота. Новая драма. Другой театр», организованный ТЮЗом Киселева и Всероссийским театральным фестивалем «Реальный театр». Его участники могли воочию убедиться, насколько расширяются жанровые и технические возможности той части современного театрального искусства, которая ориентирована в основном на молодого и юного зрителя.

Новозеландская светотехника

по системе Станиславского

Своеобразный «манок» семинара – презентация новых технических методик светил (в прямом и переносном смысле) мировой сценографии. Российская фирма «Система», работающая в городе Сарове Нижегородской области, привезла на семинар в Саратов своих партнеров и конкурентов одновременно. А это новозеландская компания «Селекон» и американская фирма «ЕТС». Господин Нил Фразер, директор Королевской академии драматических искусств (Великобритания), подробно рассказал о востребованности этих фирм, работающих как на ниве высокого искусства не для всех, так и в сфере шоу-бизнеса, и отметил, что в XXI веке в театре совершаются коренные изменения в подаче драматургического материала. Световое решение спектаклей в этой самой что ни на есть «культурной революции» занимает, отметил британский гость, ключевую роль. Передвижные прожекторы, диммеры, видеопроекторы, компьютерные блоки управления светом в зале и на сцене, лазерная графика – это и многое другое сегодня уже стало неотъемлемой частью любого сценического действа, и самая серьезная литература, переведенная на язык театра, только выигрывает, когда раскрывается через неординарные световые и цветовые композиции.

Коммерческий директор «Системы» Марк Озеров выразил признательность Нилу Фразеру, который сообщил на семинаре, что в книге, которую он в настоящее время пишет о световых технологиях в театре, есть место и о достижениях российских светотехников.

Режиссер Йохан Ботт (ФРГ):

«Семинар наводит мосты»

Говоря об организации и содержательной части «Четвертой высоты», нельзя не упомянуть его бессменного директора, заведующего литературной частью Екатеринбургского ТЮЗа, члена экспертного совета национальной премии «Золотая маска» Олега Лоевского. Именно благодаря его стараниям всякий раз на семинар, который проводится в том или ином городе (а «Реальный театр» уже объездил пол-России) формируется слаженная команда молодых драматургов и режиссеров, которую так и хочется назвать ансамблем, настолько взаимозаменяемы и гармоничны по отношению друг к другу оказываются все его участники. Для автора этих строк стало неожиданностью, что призер прошлых фестивалей в рамках программы «Реальный театр», режиссер из Санкт-Петербурга и актриса БДТ имени Товстоногова Екатерина Гороховская, с блеском поставившая современную сказку «Зимы не будет», – жена немецкого режиссера Йохана Бота. Он, в свою очередь, привез в Саратов спектакль «Дело чести» по пьесе Лутца Хюбнера. Но семейные узы – это еще, как говорится, полдела; главное, что поколение тридцатилетних российских режиссеров и продюсеров своими новациями не разрушает, как может показаться, а дает новые силы основам русского репертуарного театра, о судьбах которого в последнее время так много стенаний в среде «старой театральной гвардии».

Вообще, участие немца Ботта в нынешней «Четвертой высоте» – явление знаковое, доказывающее плодотворность традиционных на всем протяжении российской истории «немецких вливаний» в российскую цивилизацию. Ботт, обнаруживая в общении изысканный акцент, упирал в то же время на свою принадлежность к тому деловому и культурному слою, который с чем-то иностранным ассоциируется здесь чисто по внешним меркам. Этот слой настолько органично впитал в себя здешние быт и, если угодно, бытие, то поневоле вспоминаешь подвижников, их предков-соотечественников времен великой русской императрицы. Начинаешь отчетливо видеть, как художественное обобщение в лице лучшего друга «главного русского лентяя» Обломова не теряет своей выразительности и достоверности и по сей день.

«Я – русский режиссер», – заявляет о себе Йохан, «документально» с Россией связанный лишь браком с уроженкой далекого Хабаровска, видом на жительство и дипломом Санкт-Петербургской театральной академии (бывший ЛГИТМиК). На счету с десяток спектаклей в Питере и регионах (среди которых один по пьесе «Опять двадцать пять», поставленный несколько лет назад и в нашем ТЮЗе), ряд ролей в кино, в том числе роль немца в картине В. Хотиненко «Гибель империи». На стадии завершения художественный фильм об Анне Ахматовой, где он сыграл Николая Гумилева (съемки проходили в северной столице). Родился на юге Германии, затем жил с родителями в Ганновере, поступил в престижную во все времена Санкт-Петербургскую академию театра и кинематографии. Сейчас, по его словам, тяготеет к отображению проблем поколения «next» на сцене, но найти адекватный его замыслу и художественному видению драматургический материал, будь то российский или европейский, несмотря на обилие пьес в Сети, не так-то легко. В любом случае, семинары, организуемые Лоевским, наводят, как сказал Йохан, мосты и между зрителем, и театром, да и в куда более глобальном смысле.

Школа Фоменко и Женовача:

новое дыхание

Самый молодой участник семинара – 26-летний режиссер Даниил Безносов – привез в Саратов спектакль «Трижды три желания, или Умение загадывать» по пьесе французского режиссера Жака Жуэ. Думается, это тот случай, когда молодость на все «сто процентов» – немалый залог успеха: и чисто творческого, и карьерного. Приехав в Москву из далекого Надыма и одолев конкурс на режиссерский факультет ГИТИСа в 486 человек на место, Даниил быстро вписался в среду… нет, не богемную, а ту, которая ассоциируется со старой московской театрально школой. Он называет имена своих педагогов: Петра Фоменко, его ученика Сергея Женовача, известного театроведа Владимира Бартошевича, Бориса Любимова – ныне ректора Высшего театрального училища имени Щепкина, в прошлом директора театрального музея имени Бахрушина. Приятно запомнилось и общение с небезызвестным Михаилом Ефимовичем Швыдким, не нуждающимся в представлении, он читал курс по зарубежному театру. Несмотря на молодость, Даниил востребован как режиссер во многих театрах, недавние премьеры в Нижневартовске и Кургане свидетельствовали об очень вдумчивом прочтении «ставленных-переставленных» комедий Шекспира. Сам Даниил считает их «пессимистическими», дающими много пищи для ассоциаций с самыми различными временными отрезками и потому полезными во всех смыслах и для постановщиков, и для зрителей. На мой вопрос: «Вообще с чего все началось?» Безносов сказал, что из Кургана в ГИТИС пришло письмо из областного драматического театра с просьбой прислать молодого перспективного режиссера с «незамыленным взглядом» на классику. Как он сам теперь может оценивать, причем достаточно самокритично, они не ошиблись. Даниил востребован на сегодняшнем театральном рынке (если можно говорить о наличии такового), но не в качестве модного, крикливого постановщика, а как воспитанник традиционной школы. В ближайших планах Даниила взяться за супер-актуальную, еще одну «пессимистическую» комедию, «Доходное место» Островского. Вообще, он не делит в литературных объектах своих режиссерских предпочтений старых и новых, авангардистов и традиционалистов. «Главное – качество, а в каком направлении написано произведение – дело вторичное», – заключает он. И в этом плане, по его утверждению, «ваш Слаповский – во многом сродни Шекспиру» по тем критериям, которые предъявляются к воплощению текста на сцене. Кстати, наш земляк дебютировал на семинаре в качестве постановщика собственного нового сочинения «Представление о театре», а на итоговой пресс-конференции отметил, что он не ожидал, насколько сложна и непредсказуема работа режиссера.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22042008122120&oldnumber=440