"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (445) от 29.05.2008

Эхо События

Навигация в Саратове: майская «утопленница»

Владимир ЕФИМОВ

Появившееся в двух окошечках саратовского речного вокзала объявление «С 26 мая 2008 года движение речного транспорта по пригородным маршрутам прекращается» поставило в тупик сотни дачников, добирающихся речными трамвайчиками – этим очень удобным для них единственным видом транспорта – до своих садовых участков.

Поставленным перед незавидной перспективой объяснили, что владельцы трамвайчиков не могут перевозить себе в убыток, а министерство по развитию транспортного комплекса области с ними не заключило традиционный ежегодный договор на перевозки, в том числе и льготников.

Так в очередной раз пассажиры стали заложниками недавно обострившегося спора хозяйствующего субъекта, в данном случае владельца речных судов и 100 % акций ОАО «Пассажирское речное управление», и профильного министерства.

Больше месяца назад председатель совета директоров управления Александр Тимошок публично заявил, что некое лицо, очень похожее на министра Сергея Шейкина, недавно просило у него взятку в размере миллиона рублей за положительное решение вопроса о выделении бюджетных средств для компенсации перевозок льготных пассажиров. По словам Тимошка, эти перевозки не компенсируются, министр же заявил прямо противоположное да еще пригрозил тому судебным иском за подобные высказывания и пообещал расследовать историю того, как Тимошок неправедно-де завладел стопроцентным пакетом акций, поглотив до февраля 2007 года принадлежавший государству 25-процентный блок-пакет, и прикупил всего за 13 с небольшим миллионов рублей все десять судов, каждое из которых якобы стоит в 10 раз дороже.

В то недавнее время обострения спора мало кто верил, что он затронет интересы сотен пассажиров. По всей видимости, построившему многоходовую линию атаки на Тимошка министру Шейкину до них было очень далеко, как от Саратова до Сингапура. В эту систему, похоже, входила и акция не заключения между министерством и ПРУ традиционного договора на перевозки с обязательством компенсации расходов последним на оплату перевозок льготников. Между тем, в условиях отсутствия такого соглашения пассажирское речное управление думало больше всего о пассажирах, исправно подготовило суда к навигации, получило разрешение на ее открытие и с конца апреля начало перевозки. Министерство же по-прежнему отказывалось выполнять свое обязательство по компенсации, но, по словам Тимошка, высказанным корреспонденту «Богатея» 26 мая, старательно «добивало» пассажирское речное управление. Очередной стадией административного давления стало приглашение Тимошка в правительство области в день прекращения перевозок, которые могли обернуться непредсказуемыми действиями возмущенных ущемлением их прав пассажиров. Как показала дружеская беседа сторон, больше всего чиновников действительно волновал общественно-социальный фон последствий закрытия маршрутов.

«После шести месяцев ожидания ответа на наши письменные обращения к губернатору, председателю областной думы о том, что нынешняя навигация под угрозой срыва, нас наконец-то услышали в правительстве области, – сказал журналисту «Богатея» сразу после встречи там Александр Тимошок. – Проводивший ее заместитель председателя правительства области Александр Стрелюхин заявил, что навигация обязательно будет продолжена и что 28 мая будет подписан долгожданный договор. Он дал поручение транспортному министерству и министерству финансов области подготовить соответствующие документы. Я же сказал, что мы хотим и будем перевозить людей, но при определенных условиях: обязательно должны быть наказаны чиновники, виновные в создании подобной ситуации, положительно решен вопрос о компенсации нам перевозок в размере 1 миллиона 300 тысяч рублей за прошлый год и поэтапном пересчете средств на нынешнюю навигацию. Нам все время твердили, что новый закон якобы запрещает перечислять предоплату, это можно делать только по факту выполненных работ. Но такой порядок ставит под угрозу возможность зимой проводить подготовку судов к навигации, выплачивать людям зарплату, которая и без того мала. Я очень благодарен коллективу речников за понимание ситуации, что они в этот трудный период нехватки средств продолжали работать. Но заставить постоянно работать в долг не мог и на прошлой неделе объявил капитанам всех шести задействованных на пригородных перевозках судов, что с 26 мая прекращаем выполнять маршруты. Заверяю, речники не останутся без дела: балаковцы и самарцы просили дать вместе с экипажами наши суда в аренду. Кроме того, необходимы были большие средства на приобретение топлива – 300 литров его потребляет одно судно за день работы на линии. Члены совета директоров выделяли средства на обеспечение судов топливом, я с момента навигации выделил 5 миллионов рублей, но эта работа себе в убыток не может продолжаться бесконечно. То, что наши обращения к губернатору и председателю облдумы вообще оставались без ответа и каких-либо практических действий, в том числе и последнее от 23 мая, свидетельствует, что их не интересовали речные перевозки, проблемы тысяч дачников и судьбы речников, о чем я прямо заявил Стрелюхину: «Зачем же так было издеваться над нашим коллективом?».

В этих условиях речникам ничего не оставалось делать, как заявить о прекращении навигации. Только тогда их услышали. И для ее продолжения всего за три дня власти и ведомства сделали то, что не могли или не желали делать очень долго…

После всех согласований текст нового договора был подготовлен, но назначенная на 28 мая процедура его подписания не состоялась по вине Минтранса области, не желающего объяснять мотивы своего поведения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062008101956&oldnumber=445