"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 27 (452) от 21.08.2008

Митинг ЛДПР прошел в форме диалога

Александр ГАЛИНСКИЙ

19 августа саратовская организация ЛДПР провела в поселке нефтеперерабатывающего завода митинг с целью привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды нефтеперерабатывающим заводом ОАО «ТНК-ВР – Поволжье».

Митинг был задуман как финальная часть проводимой «жириновцами» с начала августа акции с экологической, экономической и социальной тематикой, с серией пикетов в пяти точках поселка нефтеперерабатывающего завода и сбором подписей под требованием создать здесь нормальные условия для жизни.

Правда, в письме исполняющей обязанности главы администрации города по общественным отношениям Светланы Луконкиной предлагалось перенести место проведения митинга на площадь имени Орджоникидзе, поскольку на том самом месте, где планировался митинг, за два дня до его начала, прямо в воскресный день 17 августа должны были начаться некие ремонтные работы. Однако к вечеру 19 августа, моменту начала митинга, ремонтные работы не проводились.

В самом начале митинга стало ясно, что он пройдет в форме диалога двух противоборствующих сторон: тех, кто согласен с его организаторами, запланировавшими поговорить о проблемах поселка, и тех, кто имеет прямо противоположное мнение. Причем последние были настроены явно агрессивно. Если открывавшему митинг координатору областной организации ЛДПР Александру Конобееву рвущиеся «дать суровый отпор» еще позволили выразить собравшимся благодарность за поддержку пикетов и приход сюда, то выступавшему вслед за ним общественному деятелю Сергею Перепеченову они не дали договорить и потребовали «только слушать нас и отвечать на наши вопросы». И все же приняв преподнесенную им форму диалога, организаторы митинга постарались четко отвечать на посыпавшиеся вопросы. Но их аргументированные ответы «заряженную» часть не интересовали. Оппоненты утверждали, что заводское начальство работающим детям и внукам давно обеспечило высокую зарплату, а им, ветеранам предприятия, сытую старость, что почти половина заводского поселка давно переселилась в новое жилье, отчего прибывшим с целью взрыва их нормальной жизни здесь нечего делать.

Минут 25 молодой нефтяник обвинял Александра Конобеева в стремлении закрыть завод и оставить рабочих без зарплаты, которой они-де здесь премного довольны: 25 тысяч рублей ежемесячно – где же такую встретишь в Саратове? Получив ответ, что «жириновцы» вовсе не собираются ликвидировать предприятие, а добиваются лишь достойной, как в западных владениях английской компании ВР, зарплаты в 25 тысяч евро, оратор стоял на своем: «Неправда! Такой зарплаты там нет ни у кого! И мне такие деньги не нужны! И большего не прошу! Я сыт тем, что получаю! Оставьте нас в покое!», – не унимался рабочий.

Другой выступавший, ветеран труда, от имени коллектива пенсионеров свой монолог произнес сразу по нескольким направлениям. «Руководство компании заботится о ветеранах и о создании нормальной экологии, – заявил, он. – С приходом ВР были демонтированы все старые технологичные установки и заменены на современные, построены новые очистные сооружения. Часть ветеранов к праздникам получает благодарственные в виде двух-трех тысяч рублей, а на похороны дают даже 8 тысяч рублей. Где вы были, когда разваливались авиационный, подшипниковый, метизный, кожевенный заводы, «Нитрон» и другие предприятия района, почему не выступили в их защиту?»

Эстафету приняла молодая, энергичная ораторша: «Вы все врете, что завод самовольно сократил санитарную зону с километра до 60 метров».

Не пожелав выслушать доводы организаторов митинга и прокричав «Вранье!» на фразу Конобеева о том, что, к счастью, так не думают 967 жителей заводского микрорайона, во время проведения пикета написавшие личные обращения к руководителям российского правительства и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому с требованием сделать, наконец, их жизнь достойной нормального человеческого существования, оппоненты отошли в сторону, и митинг продолжался в более спокойной форме.


Очередное покушение на Александра Крутова

Владимир ЕФИМОВ

Глубокой ночью 20 августа неизвестные лица совершили поджог квартиры журналиста Александра Крутова. Подложив к двери на лестничной площадке принесенный с собой матрац, они облили его большим количеством горючего и подожгли.

Ровно год назад, в августе 2007-го, так и оставшиеся неизвестными злоумышленники подложили в замок общей коридорной двери начиненную серой шашку. По мнению потерпевшего, последний поджог, вне сомнения, является очевидной попыткой отомстить ему за острокритические публикации в журнале «Общественное мнение».

Следы ночного происшествия заметны еще на подступах к месту возгорания. О нем говорят сломанный кодовый замок уличной двери и едкий запах в лифте, который проник в шахту через щель на площадке восьмого этажа возле квартиры Крутова. Рядом с общей дверью лежали черные куски обгоревшего матраца.

Как рассказал Александр Крутов корреспонденту «Богатея», происшествие случилось примерно в два часа ночи. Проснувшись в половине третьего от едкого запаха, он вышел в коридор и начал будить соседей, В это же время позвонил сосед из расположенного напротив блока и сообщил, что двумя ведрами воды он погасил большое пламя. Вызванные Крутовым пожарные и милиция дали предварительное заключение о возгорании как следствии поджога большим количеством горючего.

Утром потерпевший был в УВД Фрунзенского района, а вскоре на место происшествия пришел представитель районной вневедомственной охраны и предложил услуги по охране квартиры, от которых Крутов вежливо отказался.

Потерпевший однозначно считает ночное происшествие целенаправленной акцией со стороны героев очередных его острокритических публикаций и не исключает, что ими являются занимавшиеся аферами с квартирами, преступной деятельности которых и посвящалась его новая статья. Между тем, Крутов не строит иллюзий, что правоохранительные органы найдут хотя бы пустивших «красного петуха», как не нашли – или не пытались найти – подложивших год назад в дверь его квартиры дымовую шашку с серой. Крутов твердо убежден, что это была именно сера, но с этим не согласны милицейские следователи, официально утверждающие, что «представленное вещество желтого цвета является известью и к взрывчатым веществам не относится», поэтому «в действиях неустановленных лиц не усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как это не повлекло причинения значительного материального вреда» и «состав преступления, предусмотренного статьей 222 УК».


Это мутное слово «демократия»

Людмила ЯКОВЕНКО, политолог

Этой статьей редакция продолжает дискуссию, начатую

в № 23 (448) от 19 июня 2008 года статьей А. Климова «Праздник демократии без демократов» и продолженную статьями А. Никитина («Богатей», № 24 (449) от 26 июня), С. Перепеченова («Богатей», № 25 (450) от 7 августа)

и Ю. Чернышова («Богатей», № 26 (451) от 14 августа).

На самом деле демократия, т. е. власть народа, вечна и бесконечна. «Из народа» были наши первые русские князья и их помощники, красивейшим примером демократии был Великий Новгород до Крещения с его живым и справедливым Вече. Потом мощные мировые религии ислам и христианство с единобожием в основе переменили жизнь с точностью до наоборот: единоначалие, монархия, абсолютизм и т. д.

Демократический централизм после 1917 г. был на самом деле не демократическим, а управляемым Центром: в Советы всех уровней «выдвигали» сверху и по разнарядке. Хотя все генсеки были тоже «из народа».

Вообще, слово «демократия» – настолько обобщенное и размытое понятие, и в эпоху новейшей истории неплохо послужило ширмой для прохождения во власть воров и дураков. Воры и дураки, в принципе, тоже народ. Поэтому в начале 90-х годов прошлого столетия ликовали почти все: и перводемократы-ельцинисты, как претенденты на власть, и простой народ вместе с мошенниками и проходимцами, потому что желание участвовать в процессе формирования власти подсознательно живет в каждом человеке с древнейших времен, а это приятно и очень правильно. И ширма для подлецов – демократия – сработала: на политсцену ступили выборы, выборы всех и вся. А что обозначают эти самые «выборы» (без выбора), никого тогда не интересовало. Зачем? Ведь весь цивилизованный мир так живет, будем жить и мы. А существует ли, в самом деле, западная демократия? Разве на Западе власть народа? Выборы – тоже ширма, ширма для дураков, воров олигархов и т. д. Сможет ли честно и без финансовых вложений простой народ попасть во власть? Нет, конечно. Ни у нас, в России, ни там, в Америке. Вот такая «демократия»!

Демократия, на мой взгляд, – это когда народ собирается на сход (или на собрание), в живую общается со своими любимцами и здесь же избирает их во власть. Кто-то скажет, что это не современно, слишком велика Россия, чтобы таким образом в какой-то Кузебаевке отыскать президента. Да, именно в какой-нибудь Кузебаевке и найдется президент путем поэтапного отбора (а не выбора) лучшего из лучших. Институт представительства на все уровни властной вертикали от различных слоев населения, в том числе и от общественно-политических организаций, представляется более совершенной формой демократии, причем без финансовых усилий, подтасовок и истерии. Можем ли мы, русские и россияне, верить «демократам» Касьянову и Каспарову и прочим из «Другой России»? Нет, потому что ничего нового, поистине демократичного, они предложить не могут, кроме выборов по западному образцу. Действительно, другая Россия, а не наша! Таким образом, слово «демократия» – слишком объемное, не несущее конкретных смысловых нагрузок понятие. Куда полезнее рассуждать на темы: республика или конституционная монархия, выборы или сход, партийные списки или списки общественников.

Что сделал Путин? Путин превратил ненавистные народом выборы в простую формальность, сформировав партийную власть сверху донизу. Это хорошо на данном этапе. Во всяком случае, внутри партии легче «почистить» ряды, чем по необъятным российским просторам. Народ эту чистку будет только приветствовать.

На следующем этапе развития российского общества народ снова откажется от единой партийной власти, как это было в конце 80-х – начале 90-х, и будет формировать власть «снизу доверху», а не наоборот. Но, слава Богу, не по-американски, а по-русски, или по-россиянски, как кому нравится. Я надеюсь. Поэтому, прежде чем ликовать на празднике демократии, надо разобраться, может, это лжепраздник? Вот почему на этот лжепраздник никогда не придут ни Василий Кондрашов, ни Александр Климов, ни Григорий Ахтырко, ни Александр Свешников, ни Сергей Перепеченов. А уж разговоры о судах, МВД и прокуратуре и их реформировании вообще «не в тему», т. к. тема ложная. Будет правильно сформирована власть, и реформировать вообще ничего не нужно будет, в противном случае мы будем реформировать и реформироваться до бесконечности, до одурения.

В заключение хочу сказать, что очень благодарна редакции «Богатей» за то, что подняла тему о демократии, так как вопрос о формировании власти – самый главный вопрос в строительстве любого государства.


Еще раз «о традициях»

Михаил ГАНЗИН

(Окончание. Начало в № 26 (451)

от 14 августа 2008 г.)

За свое короткое царствование Петр Великий преобразовал государство, создал новую промышленность, новую армию, привлек новых управленцев. Это было не только настоящее спасение России (которая отстала на 200 лет), но и прорыв на мировой уровень.

С одной стороны, громадную роль сыграл институт выдвиженцев, в котором более половины составляли приглашенные протестанты, с другой стороны – грамотная стратегическая политика, ими же разработанная и воплощенная, потому что они знали, что делали.

Главное отличие состояло в том, что если бы русский человек, побывав на Западе несколько лет, выучившись, возвращался бы в Россию, то он попадал в старую обыденную среду, которая его бы поглощала своими традициями. Он не смог бы жестко противостоять своей культуре из-за колоссальной разницы в культурах. Тем более, что еще оставались рецидивы гражданской религиозной войны и нетерпимость ко всему постороннему и новому, нетерпимость, которая пронизывала все общество. Сейчас нетерпимость к новому также пронизывает все общество.

Петр Великий ломал русское общество. Без помощи новых сил более чем 200-летнее отставание от наиболее передовых европейских стран преодолеть было невозможно.

А иностранец-протестант был полностью отстранен от абстрактных традиций и религиозной культуры в России. Его движущими силами были личная честность и преданность новому делу, которому он присягал.

Именно поэтому Петр Великий начал строить новую столицу, куда стекались люди, стремящиеся к новым идеям. В Москве ему бы не дали воплотить его замыслы.

Цель реформ состояла в том, чтобы Россия за кратчайший срок освоила все технические новинки Запада. Чтобы окунуться в них, необходимо было окунуться и в культуру Запада. При законсервированном состоянии России это было невозможно даже для самых передовых людей, а здесь нужно было осваивать это тысячам дворян и выдвиженцам из низов.

Поэтому наличие тысяч специалистов с соответствующими властными полномочиями и целью создать новое мощное государство привлекло в Россию из Европы наиболее грамотных, культурных и стойких людей, которые и выковали под гением Петра новую Россию.

Можно утверждать, что специалисты-протестанты спасли Россию от завоевания, расчленения и колонизации.

Петр Великий смотрел уже вперед, на примере передовых стран он осознал роль науки и культуры в развитии государства и народа. А Российскую академию наук он впервые в мире создавал за государственный счет. Были приглашены выдающиеся ученые: математик Эйлер из Швейцарии (протестант); братья Бернулли – математики и физики и множество других ученых. Всем им назначались оклады из государственной казны. И они не подвели, создали уникальные просветительские и научные школы, из которых потом вышла целая плеяда молодых русских ученых во главе с М. Ломоносовым.

Леонард Эйлер (1707–1783) входит в первую пятерку величайших математиков всех времен и народов. В 20 лет он прибыл в Санкт-Петербург. Был зачислен адъюнктом по кафедре высшей математики, в 1731 году стал академиком. Эйлер создал в России несколько математических школ.

Эйлеру принадлежит ряд важных работ по прикладным наукам, которые быстро внедрялись в практику. Среди них первое место занимает теория корабля. Вопросы плавучести, остойчивости и других мореходных качеств кораблей были разработаны Эйлером в его двухтомном труде «Корабельная наука» (1749 год), а вопросы строительной механики корабля – в последующих работах.

Успех имели работы по баллистике полетов снарядов. Все военные успехи России от XVIII века до современности связаны с прикладными математическими работами Эйлера и созданными им математическими школами.

Без их трудов мы сейчас не запускали бы ракеты в космос. Протестанты заложили при Петре Великом такую мощную научную базу, которой хватило и для развития СССР.

Выводы: тогда в Европе протестантами создавался капитализм и, как его производные, многое другое – наука, искусство, гуманизм, мораль, индустрия, свобода, демократия, прогресс – сейчас это называется эпохой модерна.

Петр Великий взял не все новое из Европы, но он при посещении Голландии и Великобритании увидел пропасть в развитии наших стран. Науки, искусства, индустрии в России не было вовсе. О других направлениях модерна и говорить пока не приходится.

О будущем России

Президент Дмитрий Медведев в своих выступлениях говорит о модернизации экономики, подчеркивая, что без гражданского общества невозможно провести модернизацию. А развитие гражданского общества невозможно без демократии. Зачем ему это нужно? Да отстали опять на 100 лет. Пропустили все научно-технические революции:

– биологическую. «Зеленая революция», урожаи пшеницы за 100 центнеров с гектара в Европе стали нормой. На 17 миллиардов долларов мы импортируем продукты питания, там все выращивают дешевле.

– информационную. Компьютеры. Пример: в 2007 году в мире выпущено 1,2 миллиарда мобильных телефонов, в России продано 20 миллионов импортных мобильных телефонов. Все научились разрабатывать и производить мобильные телефоны: Финляндия, Китай, Индонезия, племя «тумба-юмба».

– энергетическую. Весь мир внедряет тепловые насосы, в США (федеральный стандарт) ни одно здание не принимается без теплового насоса, а наши руководители строительных предприятий даже термина этого не знают и не верят, что такое может быть. По уровню образования – средневековье.

– нанотехнологическую. Новые материалы для всех отраслей индустрии и в первую очередь – новое оружие.

Зато мы при традициях. А ведь наступит время (мечтаю, чтобы оно наступило при Медведеве), когда общество потребует нового Петра, чтобы он сломал все наши заскорузлые традиции.

Весь развитый мир вступает в фазу постиндустриального общества. Родилась новая экономика, с новыми законами, а у нас даже в вузах нет этой дисциплины. Она нам не нужна, потому что она будет ломать наши традиции рабства.


Обязательно ли менять электросчетчики

Игорь САЛЬНИКОВ

В последнее время и органы государственной власти области, и местное самоуправление в лице администраций города и районов, и объединения собственников квартир, и обычных жителей охватила настоящая мания по установке счетчиков для подсчета объема потребления таких коммунальных услуг, которые раньше никто подсчитывать не догадывался – холодной воды, горячей воды, газа. Долгое время во всех квартирах имелся только один счетчик – потребленной электроэнергии.

Я предлагаю взглянуть на ситуацию с другой стороны и, не отрицая необходимости установки общедомовых счетчиков на прочие ресурсы, задаться неожиданным вопросом – а так ли нужен счетчик электричества? Если точнее, то вопрос прозвучит так: если счетчик уже стоит и сломается, кто обязан его менять?

Если индивидуальные счетчики на воду, газ и т. д. люди приобретают сами и знают, что это их собственные счетчики, то почти никто особо не задумывается, кому принадлежат счетчики потребленной электроэнергии, кто должен их ремонтировать. По советской еще привычке считается, что за них отвечает ЖКХ. Между тем, различные коммунальные услуги поставляют различные хозяйствующие субъекты: газ – одно юридическое лицо, воду – другое, электроэнергию – третье. В данном случае электроэнергию подают различные энергоснабжающие организации – ЗАО «СПГЭС», ОАО «Облкоммунэнерго», ОАО «Волжская МРК» и т. д. – в зависимости от места нахождения квартиры. При этом электросчетчики могут принадлежать как указанным предприятиям, так и жильцам квартир – в зависимости от конкретной ситуации. От этого зависит, в чьем ведении находится решение вопроса об обеспечении их работы.

В последние несколько лет жильцы квартир стали с удивлением узнавать, что срок эксплуатации их счетчиков, оказывается, истек, их необходимо или поверить в специальной метрологической службе, или заменить. Проблем нет, если представители электроснабжающей организации приходят и заменяют счетчики, не требуя за это денег. Но бывает и так, что счетчики они не заменяют, а требуют от жильцов квартир провести замену самостоятельно или провести их поверку, угрожая в противном случае различными карами вплоть до отключения электричества.

В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., его п. 139, если иное не установлено договором, собственником счетчика является собственник объекта, для обслуживания которого он используется, то есть квартиры в нашем случае. Энергосбытовая организация обеспечивает за счет потребителей установку, замену, обслуживание (поверку, калибровку, замену) счетчиков, находящихся в собственности граждан – потребителей (п. 140 Правил). В соответствии с п. 144 Правил в случае выявления неисправности или утраты счетчика определение объема потребления электрической энергии осуществляется на основании данных объема потребления. Расчет будет производиться согласно «Нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области», утвержденным постановлением Саратовской областной думы № 57–2282 от 19.07.2006 г., или «Нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии для многоквартирных домов с лифтовым оборудованием при наличии в структуре ставки платы за содержание жилого помещения оплаты электроэнергии, входящей в состав оплаты лифтового оборудования», утвержденным постановлением Саратовской областной думы № 58–2372 от 27.09.2006 г. Вторыми нормативами надо руководствоваться, если у вас в доме есть лифт и за него вы платите отдельно, первыми – во всех остальных случаях. Расчет производится, исходя из количества комнат в вашей квартире, состава семьи, наличия либо отсутствия электроплиты. Согласно п. 1.1 Тарифов на электрическую энергию для населения области, утвержденных постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 17/3 от 07.11.2007 г., размер платы за 1 кВт/ч по одноставочному тарифу составляет 1 руб. 55 коп.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ни гражданина, ни энергоснабжающей организации заменять счетчики. Если счетчик отсутствует или негоден, оплата производится по нормам потребления. А дальше счетчик ставит уже тот, кому это выгодней. Если, например, в 3-комнатной квартире проживают 3–4 человека, то платить по нормам придется, исходя из примерно 450–600 кВт/час в месяц, а это около 900 рублей. Если вы проживаете в одиночестве в 1-комнатной квартире, но у вас масса мощных электроприборов – утюг, электрочайник, пылесос, микроволновая печь, стиральная машина, и при этом вы ими часто пользуетесь – вам, пожалуй, выгоднее платить по нормативам. Важный момент – платить по нормативам вы не можете, если у вас стоит исправный счетчик. Чтобы решить, что выгоднее, возьмите данные о потреблении электроэнергии за 3–4 месяца, сравните с нормативами и делайте выбор сами.

Допустим, у вас не работает счетчик, а сотрудники энергоснабжающей организации требуют от вас его установить. Ваши дальнейшие действия зависят от ваших намерений. Если вам выгоднее платить по счетчику, то выбор у вас небогатый: или ждать, что энергетики, может быть, заменят счетчик самостоятельно бесплатно, или делать это за свой счет. Если вам выгоднее платить по нормативам, то не нужно делать ровным счетом ничего. Законом не установлено обязанности иметь счетчик, принудить вас к этому не возможно. Если вам попытаются отключить электроэнергию или будут угрожать этим, обращайтесь в любое подразделение следственного комитета при прокуратуре с заявлением о возбуждении уголовного дела по п. 1 ст. 215.1 УК РФ (прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения). Уголовное дело скорее всего не возбудят, но проверку провести обязаны, чем попортят немало нервов недобросовестным энергетикам. Нелишне будет одновременно подать жалобу в прокуратуру вашего района и области, поскольку вопросы отключения электроэнергии в последнее время в этих ведомствах находятся на жестком контроле. Ну и, разумеется, если вас все же отключат, вам стоит обратиться в суд с иском о признании таких действий незаконными, понуждении к включению электроэнергии, компенсации материального вреда (плата за дни без электричества, испорченные продукты в холодильнике и т. д.) и морального ущерба.

Для удобства, чтобы вам не пришлось разыскивать нормативы, привожу их ниже.


Помним и скорбим

Юрий ЧЕРНЫШОВ

3 августа в Москве на 90-м году жизни скончался великий писатель России, выдающийся гражданин страны, властитель умов нескольких поколений советских людей Александр Исаевич Солженицын.

6 августа, в день похорон Александра Исаевича, в Доме трезвости и здоровья (ул. Революционная, 45) по инициативе руководителя Саратовского правозащитного центра «Солидарность» Александра Никитина состоялось траурное собрание, посвященное памяти великого гражданина России и мира.

Среди участников собрания старших поколений не нашлось, кажется, ни одного, на кого бы Александр Исаевич не оказал сильного влияния своими произведениями и примером самой своей жизни. С его уходом просвещенный мир потерял великого мыслителя и аналитика, а Россия – еще и совесть нации. Это был нелегкий груз, который Александр Солженицын нес с достоинством многие годы. С горечью было отмечено, что сейчас в России не видно никого, кто мог бы такое бремя взять на свои плечи. Участники встречи поделились своими воспоминаниями о первом знакомстве с произведениями писателя. Вспомнили и травлю со стороны партийных и советских органов. Травлю, которой подвергались как писатель, так и те, кто осмеливался не только не осуждать его, но и тайком, рискуя свободой, слушать зарубежные радиостанции, передающие текст знаменитого произведения «Архипелаг ГУЛАГ», записывать его, печатать и перепечатывать или перефотографировать это и другие произведения и распространять от человека к человеку.

«Архипелаг ГУЛАГ» стал знаковым произведением не только для многих подпольных читателей, но и для самого Солженицына. Характерно, что когда стало создаваться историко-просветительское общество «Мемориал», поставившее целью с наибольшей полнотой воссоздать список узников, картину сталинских репрессий, лагерей, то организаторы обратились к Солженицыну с просьбой дать согласие войти в общественный Совет этой организации. На что Солженицын ответил, что он свой «Мемориал» уже создал и этот мемориал – «Архипелаг ГУЛАГ». Саратов, несмотря на особый режим, в котором жил город, в части распространения нелегальной литературы (произведения Солженицына были в первом их ряду) являлся одним из самых активных городов России. Между «неформалами» – так тогда называли участников общественных кружков и организаций Саратова и Москвы – были налажены устойчивые связи, по которым циркулировали произведения Солженицына и другие публикации «самиздата», получаемые из так называемой общественной библиотеки Москвы.

Среди участников траурного собрания были и люди, которые присутствовали на встречах с Солженицыным и общались с ним во время его памятного визита в Саратов в 1995 году. Во время этого визита на встрече в редакции газеты «Земское обозрение» Александру Исаевичу автором этих строк был передан в дар экземпляр одной из глав «Архипелага ГУЛАГ», составленный из фотокопий каждой страницы. «Переплетом» же служила коробка из-под вермишели, в которой книга с целью конспирации хранилась на кухне. Возможно, это было самое необычное издание книги.

Девиз Солженицына «Жить не по лжи!» как был животрепещущим в советское время, так и остался таким и в наше, казалось бы, демократическое время. И именно потому, что «расчеловечивание» человека, ненавистное Солженицыну по лагерям советской «воспитательной» системы, с распадом этой системы не прекратилось, а в чем-то и ускорилось. И потому каким-то знаковым кажется уход его из жизни именно в августе, в преддверии памятных дней 19–21 августа, ставших странной вехой в истории России. Странной, поскольку в эти дни был повернут путь страны из одной лжи – социалистической, в другую – канибаллистическую. Когда жить не по лжи стало просто невозможно.

Вечная память великому человеку.


Ужасы нашего городка

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Беспредел!

14 августа в 10.00 на углу улиц Чернышевского и Революционной саратовец Игорь Ибраев был обстрелян из трех стволов травматического оружия типа «ОСА». По словам Ибраева, стреляли в него охранники ТСЖ «Гелиос–2003», которое практически уже возвело 8-этажное здание по ул. Революционной и продолжило осваивать соседствующий двор по адресу: ул. Чернышевского, 166 для нового строительства. «Продолжение освоения» соседней территории, где до недавних пор стоял старый 2-этажный жилой дом, ведет начало с 2006 года, когда означенный дом, принадлежавший трем хозяевам, в том числе жене Игоря Ибрамова Зельфире, несколько раз поджигался, а весной 2007 года окончательно сгорел от поджога неких злоумышленников.

Не будем перечислять инстанции, в которые обращались супруги в поисках элементарной справедливости и вразумительного ответа на, казалось бы, простой вопрос: кто и на основании чего лишил их имущества, земли и соответствующих прав на собственность? Пока рассматриваются их жалобы и отписками пополняется семейный архив, Ибрамовы вынуждены ежедневно, как на работу, ходить к своему сгоревшему дому – свидетельству беззакония и произвола.

Строители же ТСЖ «Гелиос–2003» сгоревший дом постепенно стали разваливать, ломая перекрытия, стены… Где-то в конце июля здание развалили окончательно. Сейчас дом на дом уже не похож – одни руины: кирпич, обломки деревянных конструкций, битое стекло, брошенная мебель… Сюда и пришел в очередной раз бывший жилец с утра 14 августа, чтобы воспрепятствовать сооружению последней части забора, которая по замыслу руководителей товарищества должна окончательно скрыть «отчий дом Ибрамовых» от глаз прохожих, собственников, потенциальных проверяющих законность происходящего на этом пятачке «земли саратовской».

«Работники «Гелиоса» мне уже угрожали расправой, – говорит Игорь Гайнутдинович, – но я не ожидал, что они начнут избивать меня, а когда я стал убегать, градом обстреляли меня. Пули пробивали кожу, кровь заливала одежду, асфальт, по которому я убегал, а наймиты продолжали стрелять, смеясь и издеваясь. Руку повредили сильно, на груди три раны шириной с двухрублевую монету и глубиной до ребер».

Приехавшая «скорая» увезла Игоря в больницу, где ему провели обследования ран и сделали перевязку. Вечером того же дня «саратовский погорелец» подал заявление в милицию о разбойном нападении и получил направление в судебно-медицинскую экспертизу. «Я уже абсолютно не верю в то, что в нашем городе есть закон и справедливость. Погорельцев, таких как мы, в Саратове десятки, а то и сотни, но я не знаю ни одного примера, когда бы исполнители и заказчики, а они налицо в каждом конкретном случае поджогов, были наказаны и вообще привлечены к уголовной ответственности. И мой «расстрел» окажется безнаказанным. Кому мы нужны в этом городе?»

Прошла неделя. Никакой реакции со стороны милиции, прокуратуры пока действительно нет.

Кстати, в начале августа один из руководителей городской пожарной службы через СМИ озвучил такие цифры: «С начала года произошло 380 пожаров, из них 34 – поджоги, что составляет 9,5 %».

Где эта улица, где этот дом?

Найти в Саратове дом по номеру, а то и улицу по названию зачастую практически невозможно. Возле 2-й Городской больницы меня встречает в конец растерявшийся мужчина: «Гражданин, гражданин! Может, Вы поможете. Как называется эта улица? Мне нужно позвонить родственникам, чтобы приехали сюда на машине в медицинский центр за моей женой. Какой им дать адрес?»

Действительно, ни на перекрестке, ни в каком другом видимом месте таблички с указанием названия улицы нет. В этом микрорайоне я бываю не часто и довольно сложное название улицы имени то ли какого-то героического полка, то ли дивизии, запамятовал. Да и вряд ли оно пригодилось бы в розыске по конкретному адресу. Посоветовал гражданину использовать другие ориентиры: НИИ кардиологии, въезд во 2-ю горбольницу со стороны Белоглинской…

А на улице Чапаева останавливает парень и просит сказать, где номер такого-то дома. И я пытаюсь вглядеться в надписи на фасадах домов, но среди названий магазинов и рекламы номеров домов нет ни в каком виде – ну хоть бы кто просто краской намалевал. Помочь не смог. Сам же, озадачившись проблемой, все же вычислил на пальцах нужный дом, пройдя квартала два, где все же набрел на дом с номерной табличкой.

Потом я уже сам стал присматриваться к нашим улицам и домам и убедился, что в Саратове, располагая четким почтовым адресом, найти конкретный дом не так-то просто. Первые этажи многих домов по улицам Вольской, Горького, Кирова и проч., и проч. используются под магазины, при оформлении которых явно забыли навесить табличку с номером. Исправить положение – задача не из самых сложных. А пока подобное явление вряд ли делает честь нашему городу.

«Мы работаем...» не для всех Вас

Огромный плакат с обнадеживающей всяк входящего надписью: «Мы работаем для Вас» венчает вход в Центр работы с абонентами «Саратовводоканала». На плакате изображен десяток молодых мужчин и женщин – менеджеров этого муниципального учреждения, кажется, всегда готовых нас выслушать и придти на помощь. Немаловажной деталью этого плаката и моего повествования является то, что «работающие для нас» ребята одеты в деловые костюмы, в которых им должно быть особенно трудно приходится нас осчастливливать, потея в тридцати пяти градусную жару.

А именно в самое жаркое время августа я попытался зайти в Центр работы с абонентами на ул. Советскую, 14, чтобы узнать, каким образом я могу оформить абонентскую книжку для независимой оплаты услуг этого учреждения. Разве не естественно, что в 35-градусную жару я – партнер и клиент, пришел в майке, бриджах, бейсболке и шлепанцах на босу ногу. А вы, читатель, в чем бы пришли, если вы не сити-менеджер, к примеру, или, допустим, не генерал, или не прокурор?

Эти ребята, «которые для нас», уже не с плаката, а из дверей Центра грудью встали на пути следования абонента. При этом указывая на некую картинку за стеклом двери. На ней нарисованы такие, как я, мужчины – в шортах и майках, а также женщины в халатах с большим лифом – они перечеркнуты крестом. Не пущать! Не перечеркнуты и, следовательно, допускаются к вопросам, ответам и оплате нарисованные люди в деловых костюмах, точь в точь, как на плакате: в пиджаках, наглаженных брюках и юбках ниже колен, носочках под цвет платочка в кармане, начищенных туфлях.


Ожидание радуги в Гупертале

Александр ДАВИДЕНКО

Результаты творческих исканий саратовского художника Виктора Учаева были представлены

на небольшой, но интересной персональной выставке (в галерее «Эстетика»). Можно все показанное условно разделить на три части,

каждая из которых отражает различные периоды формирования художника.

Возможно, разочарования, связанные с банкротством светлых надежд, произошедшие в процессе болезненного переустройства общества, изменили мировоззрение художника. Так, или иначе, но третий период в творчестве В. Учаева ознаменован отходом от всего мистического, от «несистемного пантеизма», от пластического и композиционного лаконизма. Цвет, оставаясь сложным, становится более интенсивным, обобщенность форм уступает место пристальному «рассматриванию» деталей, происходит дробление одной крупной «идеи» на множество частных, проступает увлечение декоративизмом. Это видно в натюрмортах, а также в пейзажах и портретах, решенных, опять же, «натюрмортно» («Врата», «Зима в Гупертале» и др.). В связи с этим также можно вспомнить старых мастеров: еще в XV веке звучали упреки в слишком большом внимании к деталям в пейзажах в адрес нидерландских художников. Но это иное видение мира, мира земного, населенного обычными людьми, погруженными в ежедневные заботы. Зашифрованные послания, часто насыщающие бытовые сцены «малых голландцев», тоже нашли отклик в творчестве В. Учаева, но, как и сами темы, они в значительной степени театрализованы (впрочем, и эта черта была свойственна голландским художникам). Присутствие множества мелких, но говорящих деталей характерно и для немецкой живописи XVI века («Портрет Георга Гисце» Х. Гольбейна мл.). Прием отказа от единого смыслового центра картины, когда она представляет собой гармонично увязанную множественность самостоятельных мизан-сцен, также можно обнаружить и у П. Брейгеля ст. (например, «Крестьянская свадьба»), и у Я. Стена (например, «Крестины»), не говоря уже о многочисленных сложных композициях И. Босха. Избавившись от романтизма, В. Учаев пришел в живописи к успокоенности несколько разочарованного человека, к самоанализу, к локальному пассеизму, замкнутости на самого себя. Усложненные композиции несут на себе печать легкой, но настойчивой ностальгии. Мосточки между днем сегодняшним и прошлым наводятся с помощью большого количества элементов-символов, часто отсылающих зрителя к более ранним работам самого автора. Самоцитирование нередко производит эффект многослойного высказывания, когда кроме формального сюжета возникают подтексты, ребусное кодирование. Примером этого может служить «День города», – в каком-то смысле итоговая работа В. Учаева. Кто знаком с его творчеством, обнаружит на этом холсте контаминации многочисленных предыдущих работ художника. При, казалось бы, композиционной перегруженности, этого ощущения не возникает, благодаря грамотной организации пространства, увязыванию разнородных элементов в одно общее целое и умелой работе со светом и цветом, акцентирующими одни части композиции и приглушающими другие, создавая тем самым некоторую иерархию и упорядоченность.

Если не проводить сравнительного анализа, держа в уме определенные стилевые предпочтения, то на этой выставке можно получить удовольствие от знакомства с разнохарактерными работами Виктора Учаева, отмеченные непохожими пластическими приемами, колористическими отношениями, композиционными схемами и лежащим в основе всего этого меняющимся мироощущением художника.

P. S. К сожалению, писать статью пришлось основываясь не на непосредственных впечатлениях от самой выставки, а на впечатлениях от частых посещений мастерской художника и благодаря этому удержанных памятью, т. к. качество освещения в галерее, возможно, и хорошее для посредственных работ, совершенно неприемлемо для работ высокого качества, когда хочется рассматривать едва уловимые оттенки, перетекания цвета в цвет и прочие живописные «вкусности».


Мосты Елены Мальцевой

Наталья Никифорова

«Мосты и мосточки. Течет река жизни моей» – так называется новая выставка живописных работ художницы Елены Мальцевой, открывшаяся в Доме-музее Павла Кузнецова.

Характерная многосложность названий, как самой выставки, так и отдельных картин в частности, сразу выдает узнаваемую творческую особенность художницы. Мальцеву уже давно хорошо знает саратовский зритель. Она много работает, часто делает выставки, которые в основном носят концептуальный характер, где картины объединяются в отдельные серии. Вот и на этот раз название выставки, как бы родившееся само собой, определило очередное подытоживание творческого отрезка пути художника. Много путешествуя с этюдниками и холстами, Елена Ивановна естественно проживает каждый момент своей жизни в настоящем времени. Она радуется благоухающей природе в любое время года, любуется незатейливым жизненным укладом деревенских жителей, порой грустит, видя, как быстро вокруг все меняется. Не стремясь специально создавать произведения для будущего, для истории, она, тем не менее, вдруг сама оказывается носителем и хранителем родной нам истории. Не так давно написанные пейзажные мотивы приобретают все большую ценность по причине того, что сохранились они лишь на холсте художника.

Но гораздо большей ценностью для Мальцевой оставались и остаются духовные, этические свойства творчества. Она дорожит теми добрыми идеалами, которые получила в семье с детства, а затем в юности – в годы учебы. Ее мировоззрение формировалось в московской творческой среде, где она обучалась во ВГИКе в 70-е годы. Это время неистового прорыва, взлета отечественной культуры. Не случайно на выставке очень органично выглядит ее дипломная работа по произведению Валентина Распутина «Последний срок». Это можно считать началом главного лейтмотива пути художницы – любовь к российским глубинкам, к мудрости старожилов, переживших народные драмы, к чистоте помыслов, душевному целомудрию. Художнице всегда хочется вести неспешные диалоги со зрителем, вызывать его к доверительной беседе, надеяться, что обратная связь с душами людей положена.

Для Мальцевой написать этюд-картину – это еще полдела. Любую выставку она продумывает и моделирует как единый цельный художественный организм. Желание раскрыть тему наиболее широко и во всех аспектах влечет за собой используемый Мальцевой подход, чем-то напоминающий кинематографический. Здесь и режиссура экспозиции, и путевые «заметки на полях» сценариста, и четко сформулированная позиция верующего.

Тот же принцип художница сохраняет и в этой выставке. Рассуждая о текучести времени и постоянстве бытия, она очень конкретно изображает мосты, реки, ручейки, берега рек. «Столько их у меня было по жизни – мостов и мосточков…», – признается художница. Каждый мост – это носитель состояния, это словно одушевленный образ живой природы. Все здесь целостно и едино – это мир вечной гармонии, который художница стремится передать экспрессивно, стремительно, словно боясь упустить изменчивые мгновения. Живописный почерк Мальцевой значительно отличается от более раннего периода. На языке художников в подобном случае говорят: «Художник здорово, свободно расписался». Яркость придает работам и то, что Елена Ивановна, в основном, сменила традиционную масляную живопись на акрил. Это и удобнее в дороге, но и, прежде всего, обогатило мажорную образность картин.

А названия, как всегда, поэтичная параллель живописного ряда, как голос за кадром в фильме: «Власть осени над успокоившимся прудом», «Ясные глаза озер», «Мост плывет в осеннем потоке воды», «Мостик выгнул спину»… Художница очень точно подмечает нюансы характера, словно человека, каждого моста. Это торжественные петербургские мосты, где почти всегда присутствует много неба с клокастыми, несущимися облаками и неспокойная вода. В основном, это ощущение петербургского водного простора и ветра: «Певческий мост», «Мойка. Город, омытый дождями», «Причал на канале Грибоедова», «Аничков мост».

Из поездок по Германии Елена Ивановна привезла несколько иного образного плана работы с преобладанием теплой гаммы: изображение небольших мостков среди уютных немецких домов с черепичными крышами над небольшими речками. Большая серия мостков на озерах и реках Севера России делалась в Архангельской области: «Сийское озеро», «Кенозеро. Баньки на берегу», «Северное лето. Утро после дождя».

И удивительным для самой художницы стало изображение всем известного мостика в городском парке Саратова. Вот уж поистине он, оказывается, таит в себе невероятную силу притяжения для художников, являясь как бы импульсом для вдохновения. Елена Ивановна убедилась в этом, сделав много работ на тему одного лишь мостика. И везде он оказался с разным настроением, а значит, в различной цветовой гамме. И вообще это как будто не одно, а разные места… Открытия, оказывается, можно делать везде: и на краю света, и в своем городе, а точнее, наверное (что и делает постоянно Елена Ивановна как художник), открывает себя для себя и в себе…