"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (453) от 28.08.2008

Кинопарадоксы Саратовской области

Ксения БАТУЗОВА

Были времена, когда поход в кинотеатр был обязательным пунктом программы выходных. Причем, как для детей, так и для старшего поколения. Сейчас ситуация изменилась: практически

у всех дома есть телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-плееры, короче – все необходимое для того, чтобы, не вставая с дивана, посмотреть какой угодно фильм по своему вкусу.

Но пропала некая магия, присущая любому выходу в люди, будь то поход в театр или посещение выступлений самодеятельности: нет необходимости облачаться в лучшие одежды, наводить красоту и терпеливо ждать своего спутника у входа в обитель искусств.

27 августа традиционно отмечается Международный день кино, и в преддверии этого события интересно узнать: а как у нас в области обстоят дела с данным видом искусства. Кто может знать об этом лучше, как ни директор ГУК «Саратовский областной методический киновидеоцентр»? И Ирина Тимофеевна Бережная поведала нам много интересного и о сегодняшнем дне, и об истории развития кинодвижения в нашей области.

И. Бережная: Первый кинотеатр появился в Саратове в 1907 году, и располагался он на главной улице нашего города. Сейчас в этом здании находится клуб «Гран-Мишель», так же назывался и кинотеатр в 20-е годы прошлого века, позже он стал «Центральным». В 1926 году стал создаваться фильмофонд. Тогдашнее правительство хорошо понимало всю историческую и культурную ценность кино. Благодаря такой предусмотрительности, а так же бережливости отцов города в последующие годы (в том числе и в тяжелые 90-е), сейчас наш саратовский фильмофонд считается одним из трех лучших в стране и насчитывает порядка 21000 единиц. По данному показателю мы уступаем только центральному фильмофонду в Москве и Питере. Чтобы сохранить все это богатство, требуется штат сотрудников, которые поддерживают необходимые условия хранения, реставрируют старые пленки. И без постоянного финансирования тут не обойтись. К счастью, пока денег на это хватает.

Корр.: Ежегодно на свет появляются сотни фильмов. Какое количество из них имеет возможность посмотреть наш зритель, и каким образом они приобретаются?

И. Бережная: Последние три-четыре года изменилось отношение к кинопрокату, причем изменилось к лучшему. Киновидеоцентры финансируются из местного бюджета. Это раньше мы были федеральной структурой, а теперь – как правительство области решит, столько денег и даст. Саратову в этом смысле повезло, министерство культуры нас не забывает, и финансирование у нас весьма неплохое. Ежегодно на кинорынках выставляют на продажу порядка полутора сотен фильмов, цена фильмокопии колеблется от 60 до 600 тысяч рублей. Мы – государственная структура и приобретаем фильмокопии в собственность, а не в аренду, поэтому позволить себе можем не более трети от всего количества. Очень выручают нас права на покупку DVD-копий: они дешевле, но не везде есть оборудование для демонстрации с этого носителя. Это дает нам еще примерно треть новинок. Надеюсь, в будущем ситуация настолько улучшится, что мы сможем демонстрировать нашему зрителю все появляющиеся новинки.

Корр.: Новинки – это замечательно. Но в кинотеатрах сейчас идут только блокбастеры, интересные только узкой прослойке населения, в основном, молодежи. Почему сложилась такая странная ситуация?

И. Бережная: Саратов – город уникальный. В доперестроечные времена у нас в городе было 14 муниципальных кинотеатров. Потом пошел процесс поголовной приватизации и передела собственности: времена были сложные, не до культурных ценностей. Здания кинотеатров переходили в частные руки, утрачивали свое первоначальное предназначение. В итоге сейчас в Саратове всего один муниципальный кинотеатр – «Темп», остальные хоть частично и вернулись в сеть, но находятся в частной собственности. А для хозяина что главное? Доход! Вот и крутят кассовые, нашумевшие фильмы. А основные потребители разрекламированных брендов – молодежь. На этом и построена репертуарная политика владельцев. Остальные же категории граждан остаются вне внимания. А проблема в том, что у нас нет своего нормального зала, где бы мы могли показывать разные программы: и детскую, и документальную, и фильмы прошлых лет. Да, у нас есть небольшой зальчик на 50 человек, но мы находимся на окраине города (поселок «Солнечный»), и о нас мало кто знает. «Дом кино» тоже пытается некоторым образом «разбавить» однообразие демонстрируемого на большом экране: проводят недели немецкого, французского, голландского кино, знакомят зрителя с редкими фильмами. Но там тоже небольшой зал, и к тому же репертуар привлекает в основном элитарную, образованную публику.

Я заступила на должность директора киновидеоцентра в 2003 году и с тех пор не оставляю мечту о собственной демонстрационной площадке: оборудованном по последнему слову техники двухзальнике, где люди смогли бы посмотреть самое разное кино за умеренные деньги. У людей должен быть выбор! 4 года я боролась за территорию, находящуюся по адресу ул. Горького, 68. Эта земля изначально относилась к нашему ведомству. Но, поскольку этот лакомый кусок располагается в центре города, на него многие претендовали. Сейчас вопрос близится к завершению, недавно мы получили распоряжение от комитета по имуществу и вскоре сможем приступить к осуществлению проекта, который был готов еще 2 года назад. Уже сейчас мы ищем инвесторов. И к нам поступило множество предложений из Петербурга, Москвы, Новосибирска. Но мы надеемся, что и местные подтянутся: не хотелось бы отдавать такое важное дело в руки чужаков. Если все сложится, то мы получим площадку для проведения собственной репертуарной политики и различных мероприятий.

Корр.: Как обстоит ситуация с кинопрокатом в селе? Если уж в городе такие проблемы, то что говорить о глубинке...

И. Бережная: Как ни странно, в районах области ситуация диаметрально противоположная: там имеются только муниципальные кинотеатры, ни одного частного. Вот там-то мы в основном и работаем! Ведь киносеанс – это не только сам фильм, но и работа со зрителем: лекции, воспитательная работа с молодежью. Кроме самих стационарных кинотеатров есть еще 2 губернские видеопередвижки, при помощи которых мы можем показывать фильмы где угодно, хоть в чистом поле. Очень выручают нас терминалы, по которым мы имеем возможность получить фильм в цифровом виде прямо в день премьеры. Так что наше село тоже не отстает от мирового кинодвижения!

Последние 3–4 года кинодвижение переживает свой подъем, и это проявляется не только в интересе власть имущих к данному сектору культуры, но и в стремлении кинопроизводителей и зрителей к более «умным» фильмам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15102008170636&oldnumber=453