"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (456) от 18.09.2008

«Гальера», или «Полковнику никто не пишет»

Татьяна ЛИСИНА

В прошлом номере «Богатей» сообщал о предстоящей премьере ТЮЗа и об именитом составе постановочной группы. И вот, наконец, 9 сентября саратовцы увидели «Гальеру».

Немного о писателе

В основе пьесы, специально написанной для ТЮЗа Михаилом Бартеневым (Москва), короткая повесть колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет».

Маркес относится к числу тех писателей, которые вызывают у читателей либо восторженное преклонение, либо безоговорочное неприятие, равнодушных не находится. Его проза во многом автобиографична. Так, прототипом полковника стал дед писателя (именно дед с бабкой, а не родители, воспитывали будущего писателя); сам Маркес во время создания новеллы бедствовал в Париже в ожидании субсидии.

В оригинале название повести звучит как «У полковника нет никого, кто бы ему написал» (это фраза прозвучит на сцене ТЮЗа). Она стала безусловным шедевром, хотя автор долго числил эту (переписанную девять раз) вещь в своих творческих неудачах, пока не дал переубедить себя поклонникам, считающим ее одним из лучших произведений писателя. Сам Гарсиа Маркес полушутя говорил, что эта новелла кажется киносценарием. Она резкая, пронзительная, исполнена в технике офорта. Гарсиа Маркес опубликовал ее в 1958 году.

А ранее, в 1943, еще юношей, дабы продолжить образование в Национальном лицее, Маркес сменит благодать родного солнечного карибского побережья (куда потом вернется) на холодную суровость андского нагорья и столицы страны Боготы. Даже много лет спустя он будет с содроганием вспоминать вечно хмурую Боготу, ассоциируя ее с бесконечными похоронами под непрекращающимся дождем.

Образ похорон станет ведущим в творчестве Гарсиа Маркеса. Часто в его произведениях появляется идентификация с покойным и фигурирует запах (зачастую отвратительный или связанный с чем-то неприятным).

Все это есть в «Полковнике». Все это есть и в спектакле.

Гальера, церковь, кинозал

В «Гальере» много массовых сцен. Действие начинается с петушиных боев (специальное сооружение для них и дает название спектаклю) и с убийства военными Агустина, хозяина победившего петуха. Спектакль (режиссер – лауреат Государственной премии РФ Анатолий Праудин, г. Санкт-Петербург) поставлен так, что и Агустина, и его петуха играет один и тот же актер. С этой неимоверно трудной задачей блестяще справился Юлий Ридель. Он находится на сцене почти на всем протяжении спектакля: квохчет, кудахчет, машет крыльями, ярко и очень выразительно мимикой, взглядом комментирует каждую реплику героев. Петух остается в доме потерявших единственного сына родителей: безнадежно ожидающего пенсию и писем с известием о ней полковника (народный артист РФ Юрий Ошеров придает своему герою героическое упрямство) и его жены (народная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ им. Станиславского Светлана Лаврентьева не боится натурально играть подломленную астмой и тяготами жизни пожилую женщину). Супруги находятся за той чертой бедности, где уже начинается нищета. Им самим нечего есть. А ведь чем-то нужно кормить петуха. И постоянные споры – продать бойцовскую птицу или купить ей на последние деньги корм, в семье не утихают.

А в городке тем временем творятся страшные вещи. Военные убивают мирных жителей и насилуют многих, в том числе и богобоязненную служанку церкви, в отчаянии думающую о самоубийстве (до резкого достоверна в исполнении Юлии Василенко). Отец Анхель (Андрей Быков) запрещает прихожанам смотреть вредные фильмы. Здесь ходят в темных платьях. Здесь весомую часть жизни занимает похоронная процессия, непривычная для жителей только тем, что покойник умер естественной смер-тью. Здесь прямо с крыш на сцену льется непрекращающийся дождь (художник-постановщик спектакля Анатолий Шубин, г. Екатеринбург). Здесь царствует траур, в котором даже бой исправленных часов главных героев – полковника и его жены – воспринимается как вызов. Как же рады супруги, что все же не продали эти часы. Они, «гниющие заживо», умеют радостно обняться и улыбнуться не жалующей их, но продолжающейся жизни.

Несмотря на то, что весь спектакль идет при одних декорациях, это не мешает восприятию различных сцен. Порою действия в разных местах разворачиваются на сцене параллельно. Квартира полковника вынесена вперед, слева от сцены. А центр сцены – это и место сбора горожан, и место получения ими долгожданной почты, и и внутреннее убранство церкви, где они собираются на мессу, и кинозал. Здесь в светлом костюме разъезжает на велосипеде доктор. Здесь солдаты, угрожая и ему, и другим, срывают чеки с гранат…

«И когда ты только поймешь – достоинством сыт не будешь, – говорит полковнику жена. – Я по горло сыта смирением и достоинством. И так уже двадцать лет. И что мы получили? Смерть сына!». И жена присоединяется ко всем горожанам, переодевшимся в светлые одежды, променявшим мессу на фильм «Полуночная девственница», льнущим к жестоким, их же насилующим и убивающим военным.

Но полковник не таков!...

Актуальна, как никогда

Невзирая на то, что повесть написана давно, она не утратила актуальности. Казалось бы – разные страны и разное время. Но мы видим на сцене тот контраст бедности и богатства, который так характерен для наших дней. Кто-то приобретает золотой унитаз – признак ненужной роскоши. А кто-то закладывает обручальные кольца. И в это время «в сенате чиновники получают 1000 песо».

Высказывания героев в исполнении актеров воспринимаются более емко, выпукло и весомо, чем при чтении книги. Например, «Самое худшее, когда живешь так трудно, как мы, – то, что приходится говорить неправду», – признает полковник. «Разве можно вычитать что-нибудь между строк, пропущенных цензурой», – спрашивает красивый, до отважного смелый доктор (Алексей Ротачков).

ТЮЗ достоин наивысших похвал не только за то, что предъявил саратовцам прекрасную работу актеров, режиссера, художника; во всех отношениях качественный спектакль, в котором удачна и работа художника по свету (Анатолий Панасюк, Москва), и музыкальное оформление. ТЮЗ вызывает уважение и даже преклонение тем, что в наше коммерциализированное время не побоялся поставить отнюдь не развлекательный, веселящий публику и потому «кассовый» спектакль. Здесь кругами ходит смерть. Здесь звонит колокол. Здесь герой, сам с природой бойцового петуха, с абсурдным пылом борется с судьбой. Кто кого победит?

Публика ждет развязки. И спектакль, который продолжается 2 часа 10 минут без антракта, идет в напряженной, наполненной интересом и сочувствием тишине зрительного зала.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008114236&oldnumber=456