"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (457) от 25.09.2008

Наше формальное будущее

Денис СМИРНОВ

Долгосрочная стратегия развития становится чем-то вроде проклятия для многострадальной Саратовской области. Некоторые идеи и цели, которые администрация области пыталась реализовать еще во главе с экс-губернатором Аяцковым, являются актуальными и по сей день. Но на базе особенностей, скажем так, менеджмента г-на Аяцкова они оказались благими намерениями, которыми вымощена дорога известно куда. Павел Ипатов занимается долгосрочной стратегией на протяжении всего времени своего губернаторства. Но динамика этой работы все больше удручает. От конкретики и детального анализа – к общим фразам. От не слишком широких, но все же дискуссий заинтересованных сторон – к формализму и советскому «одобрям-с». От усилий небезразличных к будущему «своей» области активных саратовцев – к работе уже второго состава московских консультантов, одинаково «не чувствующих» регион и его особенности. Согласно куцей информации из коридоров власти, долгожданный документ, по которому области следует жить аж до 2025 года, скоро появится. Но будет ли от него толк?

Корпорация «Саратовская область»

За три с лишним года губернаторства Ипатова в пользу стратегии прошло немалой мероприятий. Были среди них и откровенно нелепые, вроде заседания совета по конкурентоспособности, где звучали завиральные предложения типа «сделать Саратовскую губернию флагманом конкурентоспособности Российской Федерации» и открывать на ее территории «Дома инновационного просвещения».

Наиболее же значительными стали две «стратегические сессии», проведенные (и профинансированные, заметим, что немаловажно) летом и осенью 2005 года наиболее инициативными из числа местных бизнесменов. Кроме них участниками этих многодневных деловых игр стали чиновники, включая губернатора, и депутаты разных уровней, включая спикера областной думы. Эти мероприятия не были похожи ни на одно подобное событие последнего десятка лет ни по форме, ни по содержанию. По накалу эмоций и напряженности споров эти «стратегические сессии» были далеки от традиционных «съездов» и заседаний, «как небо и земля». Короче говоря, взаимопонимание далось нелегко. Но этим оно и общие взгляды на будущее Саратовской области как раз и были особенно ценными. В частности, о том, что составлять планы развития экономики без учета мнения бизнеса, который эту экономику собой и представляет, бессмысленно.

Идентификация спорна

Впрочем, вся эта огромная работа к разработке какого-либо документа не привела.

И спустя два года правительство снова озаботилось стратегией развития региона. Конкурс на ее разработку выиграла московская аудиторско-консультационная группа «Развитие Бизнес Систем» (РБС).

Рожденный столичными консультантами документ был представлен на суд общественности один раз, в июне прошлого года. И сразу же выявил вопиющую разницу в подходах образца 2005 и 2007 годов.

По результатам анализа область была охарактеризована разработчиками новой стратегии как «аграрно-индустриальный» регион, который находится в «пограничном» статусе и имеет все шансы стать «индустриально-аграрным», то есть сменить приоритеты. Консультанты предложили саратовцам несколько сценариев дальнейшего развития области с предельно-общими названиями: «Инерционное развитие», «Отказ от аграрной специализации» и «Локомотив прорыва». Как нетрудно догадаться, саратовские эксперты выбрали последний.

Причем сама идея второго сценария напрягла их настолько сильно, что практически весь дальнейший разговор свелся к выступлениям на тему «Ну, как же мы можем погубить наше сельское хозяйство?!». В итоге губернатору пришлось всех успокаивать.

Этот факт говорит о том, что те, кого правительство считает «экономической общественностью», абстрагироваться от реальности вообще не в состоянии. С учетом среднего возраста тех, кто присутствовал тогда на заседании (примерно 50+), этому, наверное, не стоило удивляться. Но участники того памятного заседания и «экономическая общественность Саратовской области» – группы не идентичные. Почему правительство-то это не напрягает? Почему не позвали бизнес, с которым вроде бы договорились все обсуждать летом 2005-го?

И снова консультанты

То ли московские консультанты так сильно напугали своими идеями местных «экспертов», то ли были иные причины, но стратегия авторства РБС была отвергнута. Однако общественность узнала об этом только весной нынешнего года, когда появились официальные сообщения о том, что «научно-исследовательские работы по разработке Стратегического плана социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года» выполнит другая московская контора – «Консалтинговая группа «РОЭЛ Консалтинг».

Несколько недель назад она представила свои разработки саратовцам на заседании круглого стола. Необходимо отметить, что подавляющее большинство небезразличных к теме журналистов на заседании присутствовать не смогли, поскольку его перенесли. А предупредить прессу об этом то ли не посчитали нужным, то ли сделали это так, что никто не заметил. Это к вопросу о профессионализме тех, кто сейчас в правительстве занимается PR. Поэтому предложения москвичей приходиться оценивать на основе справочной информации Минэкономики.

Итак, новые московские консультанты также предложили на выбор 3 сценария: инерционного развития, ресурсно-инвестиционного развития и инновационного развития.

С первыми двумя все понятно – они эффектно «оттеняют» третий, что «выступает в качестве целевого для экономической и социальной политики области». Поскольку простое «обеспечение высоких и устойчивых темпов развития промышленного и аграрного комплексов области», прописанное в сценарии № 2, власть уже, видимо, не устраивает. Что же взамен? А вот что. «Сценарий инновационного развития… предполагает прорыв («Локомотив прорыва» не напоминает? – Авт.) в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов. Сценарий предполагает реализацию на территории области масштабных инвестпроектов... Экономика выходит на траекторию роста с темпом 8–8,5 процентов в год». Сразу хочется добавить бессмертное: «бурные несмолкающие аплодисменты, переходящие в овацию».

Определена и «генеральная стратегическая цель»: Саратовская область к 2025 году – как один из наиболее развитых промышленно-аграрных регионов страны, с конкурентоспособной экономикой инновационного типа, привлекательный и комфортный для жизни населения.

По-прежнему «население»

Итак, если попытаться обобщить сам процесс «стратегических изысканий» последних лет и будущее, которое формулируют для области московские консультанты (по заданию губернатора и К, что немаловажно), получается примерно следующее.

Работа на «стратегических сессиях» во многом велась с позиций пост-индустриального мира, существующего в условиях реальной глобализации, то есть в условиях, когда уже и регионы должны конкурировать между собой, причем за такие ресурсы, как люди и их идеи, а не за станки или деньги на них. В «новейших» стратегических изысканиях мы видим массу умных формулировок. Но где конкретные цели и задачи, которые позволят если не привлечь, то хотя бы удержать в области самых талантливых, образованных и амбициозных? Ведь в последние 5–7 лет отъезд «самых-самых» из Саратова в Москву и другие города приобрел характер настоящей эпидемии!

Вернуть в Саратов одну тысячу бывших его жителей, достигших в Москве и других столицах реальных профессиональных высот в госуправлении, образовании, бизнесе, науке и культуре, поставить перед ними амбициозные цели и предоставить все возможные ресурсы для их достижения – вот ясная, конкретная и вполне стратегическая цель, которая «через людей» позволит вытащить регион на новый уровень мышления. Но такие цели власть перед собой и обществом не ставит.

Требуется аудит

Факторы конкурентоспособности области, которыми все часто оперируют в подобных случаях, также вызывают много вопросов.

Можно пытаться повышать конкурентоспособность не отраслей и производств, а институтов. Таких, как открытая конкурентная экономика, дисциплина контрактов, эффективные государственные службы, прозрачность компаний, демократическая политическая система, законопослушность и т. п.

На какие из этих региональных институтов власть и экономическая элита могут реально влиять на своем уровне? Будет ли кем-то и в какой-либо форме проведен «аудит» отраслей и направлений в экономике, которые местная научная, деловая и административная элита считают конкурентоспособными, с целью установить действительно ли они конкурентоспособны? Или элитным группам только хочется думать о них таким образом?

Эти вопросы не обсуждаются.

Открыть глаза

Совершенно очевидно, что местные чиновники и приглашаемые ими эксперты мечтают, главным образом, о том, чтобы понастроить в Саратовской области еще больше гигантских заводов и осваивать малопригодные земли в духе советского «поднятия целины». То есть за редчайшим исключением демонстрируют индустриальный тип мышления в его забубенной «советской» разновидности. На круглом столе участников ознакомили, опять же, с примерами «ключевых инвестиционных проектов, структурно воздействующих на ВРП области». 5 и 6 блоки АЭС, «Северсталь», алюминиевый завод «РУСАЛ», цементные заводы и прочая, и прочая.

Но что иного мы можем предложить миру, кроме цехов и станков? Конкурентоспособно ли саратовское образование, которому всегда поют так много дифирамбов? Если уж МГУ с трудом пробился в сотню лучших университетов мира, то в каком столетии тогда находятся саратовские вузы, где десятки тысяч студентов продолжают записывать от руки в тетради информацию, будто в мире нет компьютеров, электронных баз данных и Интернета?

Насколько будет учитываться культурный потенциал Саратова и городов области как конкурентное преимущество в развитии экономики? Культура к настоящему времени превратилась в один из самых динамичных и востребованных секторов коммерческой деятельности. Уже и в России «из ничего» создаются музеи (сапога, чайника, паровоза и т. п.) и проводятся самые удивительные мероприятия, только чтобы привлечь туристов. Будет ли в области свой «город Мышкин» и как власть может стимулировать его появление?

Почему при рассмотрении сценариев не предлагается принципиально новых вариантов? Вместо напугавшего всех «отказа от аграрной специализации» именно сейчас было бы весьма своевременно рассмотреть противоположный вариант – отказ от промышленной специализации. Почему нет? В условиях растущего населения земного шара продовольствие превращается в нечто вроде «новой нефти». Почему бы тогда Саратовской области с ее угодьями, опытом и базой не бросить все ресурсы именно в этом направлении, вместо того, чтобы строить новые промпредприятия, ухудшая и без того неблагоприятную экологическую обстановку?

Огромная перспективная тема в агро-бизнесе – производство экологически чистых продуктов питания премиум-сегмента. Некоторые местные специалисты это осознают, но реакцию у коллег встречают прямо противоположную до абсурда. Так, на упомянутом заседании летом 2007-го, где стратегию представляла группа РБС, руководитель аграрного НИИ пытался было начать дискуссию об этом. И заострил внимание на том, что в свете этой стратегии стоны по поводу полей, куда много лет не вносятся минеральные удобрения, нужно прекратить! Поскольку отсутствие удобрений становится конкурентным преимуществом, а не недостатком. Но коллеги вместо поддержки начали сетовать на многолетнее отсутствие удобрений на полях и предложили оратору как раз и подумать, сколько пресловутых удобрений нужно саратовской земле. Ну, не бред?

«Завтра» в духе «вчера»

Было бы удивительным, если бы рекомендованный сценарий не включал столь модное понятие, как «инновации». За последнее время они превратились в новую «священную корову» отечественной бюрократии.

Но инновационная экономика не может быть рождена чиновниками. Ее может создать только бизнес. Инновационная экономика – это экономика людей, которые сейчас концентрируются главным образом в городах. Следовательно, вкладывать средства и административный ресурс нужно именно в города, а не только в обожаемые местными бюрократами, но пока мифические для населения «нанотехнологии».

В таком случае, как будут развиваться города в Саратовской области? Будет ли Саратов и в 2025 году по-прежнему загаженным «по самое некуда»? Нет? А в каком году можно ожидать чистых улиц? Будут ли Саратов и Энгельс объединены в одну агломерацию (что выгодно целому ряду бизнес-направлений)? Что будет с Балаково, который уже и без новых предприятий стоит на грани экологической катастрофы? Вольску суждено окончательно задохнуться в цементной пыли от все новых заводов? Кто и как может превратить Хвалынск в реальный культурный и туристический центр российского значения, раз уж есть предпосылки для этого? Что будет с другими городами?

Если на все эти и множество других вопросов в новой стратегии, которую совсем скоро области представят в окончательном варианте, не будет ответов, то грош ей цена. Какого качества будут эти ответы, если никто не ставит таких вопросов? По сути, даже в самых «продвинутых» сценариях нам предлагается в виде ориентира тот же регион, в котором мы живем сегодня.

Отступать некуда

Саратовская область стоит перед серьезным вызовом: измениться принципиально или окончательно превратиться в вечно-депрессивный регион, который будет теперь уже всегда догонять остальных, достраивая торгово-развлекательные комплексы «как у всех», дома «как у всех» и обеспечивая людям доходы – в лучшем случае «как у всех».

Институт региональной власти как заказчик стратегии уже не производит впечатление компетентного. Мероприятия с участием местных чиновников в последние годы тяготеют к пугающей модной на уровне всей страны советской стилистике. И свидетельствуют об одном: такие актуальные понятия, как глобальные рынки, глобальные вызовы, постиндустриальное общество, экономика знаний, неведомы областной власти и подбираемым «экспертам».

Разработчики же по определению подстраиваются под нужды заказчика и сделают любую стратегию под девизом «чего изволите», но не более того.

Чтобы получить согласованные ответы на большинство заданных выше вопросов, необходима масштабная, профессиональная и ответственная общественная дискуссия. Но она отсутствует. Каково мнение городов и районов области о будущем губернии в целом? В чем они видят свою роль и возможности? Что думает о стратегии развития региона, который по размеру превышает иные европейские государства, местная Общественная палата? Это никому не известно.

А значит, по заданию безразличного, по большому счету, заказчика равнодушный к будущему Саратовской области подрядчик разработает еще один документ, пусть и по недешевому контракту ценой в 13 миллионов 900 тысяч рублей. Пока нам «продают» очень заурядное и формальное будущее. В этом регионе не хочется жить. Не будучи «выстраданной» в ходе совместной работы власти, бизнеса и общества, новая стратегия рискует оказаться в том месте, куда до нее попадали другие подобные документы, – в мусорной корзине.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008115648&oldnumber=457