"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (457) от 25.09.2008

Цирк без китайцев

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

В минувшую субботу, незадолго до начала торжественной церемонии открытия Дельфийских игр, перед ледовым дворцом спорта «Кристалл» выстроились экскурсионные автобусы, подвозившие многочисленных гостей и участников мероприятия. Но отнюдь не людские толпы вызывали в этот день умиление,

а … свежезаасфальтированная площадка перед «Кристаллом», походившая на развернутую впопыхах ковровую дорожку.

На статус главного казуса церемонии открытия игр напрашивалось само место ее проведения – спортивная арена. Что, между прочим, отнюдь не показалось досадным недоразумением губернатору Павлу Ипатову. На организованном в тот же день общении с представителями СМИ глава региона, отвечая на заданный ему прямой вопрос, признался, что площадка «Кристалла» подкупила организаторов мероприятия своими размерами. И какой бы вывод ни напрашивался после губернаторских откровений, очевидно одно: культурная и спортивная сферы Саратова, по видимой степени заботы о них региональных властей, исторически обречены на тесное сосуществование. Ведь потратить несколько миллионов рублей профицитного областного бюджета на очередное имиджевое мероприятие для региона пока важнее, чем на те же деньги поставить на ноги собственные культурные и спортивные объекты.

… Одной из двенадцати площадок, на которых в минувшие выходные открылись соревнования в профессиональном мастерстве, стал манеж Саратовского государственного цирка им. Братьев Никитиных. Здесь в двухдневном режиме воскресенья и понедельника тридцати восьми участникам с шестнадцатью номерами было предложено побороться за награды в номинации «Цирк».

Но даже первый соревновательный день – а, вернее, вечер – не собрал в цирке аншлага. Наслаждающиеся воскресным отдыхом горожане отнеслись к конкурсу с прохладцей. Места в зрительских секторах пустовали, а большая часть кресел оказалась занята организованными школьными группами. Трудно сказать, в чем заключалась причина такой зрительской сдержанности: то ли саратовцы уже насытились всякого рода развлечениями, то ли явный недостаток информационного освещения игр привел к тому, что для большинства жителей дельфиниада так и осталась малопонятной «графской» забавой.

Но вернемся к событиям на манеже. По праву принимающей стороны Россия выставила на соревнования почти треть от общего числа артистов. И это численное превосходство в деле смотрелось довольно внушительно. Конкуренцию россиянам составили разве что циркачи из бывших союзных республик – Украины и Белоруссии. Однако настоящих соперников – китайских артистов – почему-то и вовсе не оказалось.

Можно представить, с какой непростой задачей столкнулось отсматривающее конкурсную программу судейство: ведь по условиям Дельфийских игр жюри предстояло определить сильнейших в единой возрастной группе – от 10 до 30 лет. В некоторых номерах разница конкурсантов в возрасте особенно бросалась в глаза. Например, так было в случае с открывшими цирковые состязания украинскими групповыми жонглерами из студии «Кураж». Неизвестно, выступали ли жонглеры своим привычным составом, но на манеж трое плечистых молодых людей вышли в сопровождении … ребенка. Последний, правда, хоть и доставал старшим товарищам только до пояса, по виду не уступал им в жонглерском мастерстве. Другое дело, что ребята не смогли совладать с волнением, и в итоге номер получился смазанным.

Зато самообладанием и высоким качеством исполнения трюков порадовали россияне. Особенно эффектно смотрелись сольные выступления Марины Федоровой из коллектива «Ровесник» и Алексея Голобородько. Необычайные гибкость и пластика в сочетании с артистизмом творили на манеже чудеса. И было даже трудно поверить в то, что человеческое тело способно на эдакое.

Впрочем, игры дали и очередной повод к размышлениям о широте рамок циркового искусства. Этому способствовало появление на манеже украинского театра-студии сценического боя и трюковой пластики «У-вэй». Дабы стало понятно, о чем идет речь, следует пояснить, что зрители имели удовольствие лицезреть мускулистую троицу в нелепых сценических костюмах и вооруженную бутафорными мечами, которая на протяжении всего отведенного под выступления времени демонстрировала каскадерские прыжки, удары и падения. Даже под конец представления было невозможно определить, на победу в какой из трех заявленных конкурсных номинаций претендовали украинские гости: спортивного жанра, оригинальных номеров или же клоунады?

Не смогло этого определить и жюри. А призовые места, как ни странно, достались россиянам. Золото выиграл жонглер Александр Кулаков, серебро поделили между собой воздушные гимнасты Светлана Родионова и Алексей Шмагин из циркового коллектива «Ровесник», а бронзовую медаль получил Алексей Голобородько. Что примечательно, в число дипломантов игр вошли и саратовцы, ими стали народный цирковой коллектив «Цирк арт-алле», продемонстрировавший на манеже бурю эмоций выступлениями в смешанных цирковых жанрах.

Кстати, по мнению специалистов, отличительным признаком нынешних игрищ на манеже стало слишком очевидное преобладание сильных и откровенно слабых номеров. Надо ли говорить, что саратовский цирк к подобному не привык: все конкурсы последних лет демонстрировали борьбу только сильных и очень сильных соперников.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008115937&oldnumber=457