"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (457) от 25.09.2008

Конкурсанты созидали

Ксения БАТУЗОВА

С 19 по 25 сентября Саратовская область принимает на своей территории иностранных гостей

в очень большом количестве. Причина тому – Вторые Международные Дельфийские игры – соревнования одаренных молодых людей и девушек в области искусств. Ассортимент номинаций весьма разнообразен, начиная от академического пения и фотографии и заканчивая кулинарным искусством и конкурсом диджеев.

Большинство номинаций проводились практически одновременно, но на разных площадках, что не позволяло охватить взором все разнообразие и составить себе полную картину действа. Так что пришлось выбрать себе один-два сектора и вести за ними наблюдение. Меня более всего прельстило изобразительное искусство и народные промыслы, благо обе эти номинации проводились в одном месте – Саратовском художественном училище им. Боголюбова. Изделия нужно было изготавливать здесь же, поэтому участники конкурса привезли с собой все необходимое оборудование и материалы.

А вот «промысловикам» было гораздо проще: они должны были привезти готовые работы и представить вниманию жюри процесс изготовления прямо на месте. Некоторые промыслы, как гончарное дело или ковка, требуют сложного оборудования. Но не повезешь же с собой печь для обжига или наковальню. Этим авторам разрешалось заснять процесс изготовления на пленку в виде небольшого фильма с комментариями и предоставить для просмотра жюри.

Всего в номинации участвовало 12 человек: из России, Шри-Ланки, Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии, Кореи, Молдовы. В течение одного дня, воскресенья, молодежь активно вышивала, плела, резала по дереву, делала кукол и ткала.

В понедельник высочайшее судейство выдало медали и грамоты победителям. В предварительном слове члены судейства отметили, что главное тут не победа, а участие, и посоветовали молодым людям впредь внимательнее знакомиться с требованиями к работам данной номинации. Она называется «Прикладное искусство и народное творчество», и в соответствии с этим рассматриваются именно работы, возрождающие и поддерживающие традиционные промыслы, а не современную их интерпретацию. Из-за попытки применить старинную технику в чересчур осовремененном виде, не были, например, отмечены наградами девушки из Казахстана: на их тканых коврах и панно рисунки не имеют ничего общего с традиционными.

Поскольку Дельфийские игры являются конкурсом, где, прежде всего, ценится профессионализм, нет ничего удивительного, что первое место и золотую медаль получил человек, который своим ремеслом занимается не в качестве хобби, а постоянно. Трибой Адриан, представитель Молдовы, работает с чернолощеной керамикой. Благодаря специальной технологии обжига кувшины, миски и вазы приобретают черный цвет. Рисунок на изделиях едва заметный, лаконичный и изысканный, получающийся в результате чередования матовых и блестящих участков.

Работы Адриана меня заинтересовали еще до оглашения имен победителей и я задала ему несколько вопросов.

Корр.: Адриан, сколько Вам лет и как давно Вы занимаетесь керамикой?

А. Трибой: Мне сейчас 23 года, а с глиной я работаю практически всю сознательную жизнь: это ремесло семейное, мой отец научил меня обращаться с глиной, да и дед мой занимался тем же самым.

Корр.: То есть это семейное дело. У Вас есть братья или сестры? Переняли ли они дело отца?

А. Трибой: У меня есть сестра, она часто помогает мне, заходит в мастерскую, чтобы посмотреть на новые изделия, но самостоятельно керамикой не занимается, для нее это возможность отдохнуть и отвлечься от работы. По профессии она врач. А я керамикой занимаюсь постоянно, изготавливаю как на заказ, так и воплощаю свои замыслы, этим и живу. И мой отец тоже всю жизнь занимался только керамикой.

Корр.: Есть ли спрос на столь специфичную продукцию, тем более, что штучные изделия стоят не мало?

А. Трибой: Да, удовольствие не из дешевых, но технология очень трудоемка, требует времени и сложного оборудования. Поскольку чернолощеная керамика не отличается яркостью и броскостью, оценить ее красоту могут только тонкие ценители, так что покупателей и заказчиков пока не очень много, но без работы не сижу, постоянно есть заказы.

Корр.: Почему изделия получаются черными? Дело в сорте используемой глины или еще в чем-то? Обладает ли такая керамика какими-либо специфическими свойствами?

А. Трибой: Нет, чернолощеная керамика не обладает никакими особыми свойствами по сравнению с керамикой других цветов: ее так же легко разбить и в ней так же хорошо хранится молоко. Цвет свой она приобретает в процессе обработки: обжиг при высокой температуре, задымление и отсутствие доступа кислорода обеспечивают ей такую окраску. Техника чернолощеной керамики появилась во времена Римской Империи, в 500 годах до Р. Х., потом это искусство было забыто на долгие сотни лет и возрождено около 200 лет назад.

Серебряную медаль получила Султаналиева Асель из Кыргызтана (игрушки, аксессуары, обувь из войлока с вышивкой, бисером и аппликацией) и Индика из Шри-Ланка (тончайшая резьба по дереву). Дипломами отметили еще троих номинантов: Смирнову Екатерину из России «За глубокое изучение традиций» (этнографические куклы), Булыгину Екатерину (тоже из России) «За возрождение хлудневской игрушки» (расписные свистульки и фигурки из глины) и Леонова Павла из Беларуссии «За использование традиций в современности» (деревянная утварь, музыкальные инструменты, мелкая пластика).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008120008&oldnumber=457