"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (462) от 30.10.2008

Коррупциогенность, как и было сказано

То, что разум иногда покидает тех, кто пишет и претворяет в жизнь законы экономического развития, – не новость. О совести в этой связи подчас вообще говорить не приходится, потому как не раз и многими замечено, что в условиях рынка она выступает категорией «нерентабельной», а потому «вредной». Главное при этом, чтобы все остальное общество не впало в безумие, подменив рынок постоянным сговором монополистов и продажностью депутатов и чиновников.

«Парадоксы законов о бизнесе: осеннее обострение» – так называлась тема заседания очередного заседания Делового клуба при Торгово-промышленной палате Саратовской области, прошедшего 22 октября. И оно лишний раз подтвердило – до чего же изворотливы оказываются «акулы законодательного пера» и их коллеги из исполнительной власти, если при объявленном широком фронте борьбы с коррупцией они умудряются сочинять такие законы и нормативные акты, когда и галочка в реализации еще одного громкого нацпроекта ставится, и подельники по «откатам» могут продолжать спать спокойно.

Президент Саратовской ТПП Максим Фатеев и начальник правового управления палаты Сергей Леонов вынесли на суд общественности и прокомментировали ряд документов, принятых областной властью, в которых даже несведущему человеку не так уж трудно найти признаки той самой коррупциогенности, с которой, видно, чем больше борешься, тем она только крепчает. По крайней мере – пока.

Вот, например, нашумевшее постановление облправительства от 30 ноября прошлого года № 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области». Одна из серьезных претензий ТПП к нему – постановление вводит практику, при которой органы местного самоуправления лишаются возможности произвести проверку правильности оценки земель. Пользователи и собственники участков могут защищать свои права только в индивидуальном порядке.

Или «Областная целевая программа «Развитие малого предпринмательства в Саратовской области на 2008–2010 годы». В ней указано, что получателем субсидии становится государственное унитарное предприятие «Бизнес-инкубатор Саратовской области». Но в тени остались категории или критерии отбора юридического лица – получателя субсидии, – которое может получить возможную материальную поддержку в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

В результате упрощается, а по сути, ликвидируется «за ненадобностью» процедура отбора юридических лиц и открывается дорога прямого бюджетного финансирования коммерческой организации. Аналогичная недоработка, на взгляд экспертов палаты, просматривается и в проекте закона Саратовской области «О внесении изменений в закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008–2010 годы». Во-первых, в этом законопроекте нет понятия инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, бизнес-инкубатор охарактеризован размыто, и можно легко сделать вывод, что таковым можно считать не учреждение, а любое здание, где его можно разместить. При этом надо учитывать, что из облбюджета на нужды бизнес-инкубатора выделена сумма в объеме 122 млн рублей; кем и с какой эффективностью будут потрачены эти деньги, – вопрос не праздный. К тому же, в законопроекте отсутствуют конкретные меры по обеспечению деятельности предприятий малого бизнеса.

Еще один документ, вызвавший недовольство в кругах и малого и среднего бизнеса, – постановление облправительства от 29 декабря 2007 года № 499-П «О ставках арендной платы для субъектов малого предпринимательства». Документ закрепляет положение, когда орган госвласти получает право определять размеры арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, для субъектов малого бизнеса. Размеры этой арендной платы, согласно документу, варьируются (так и хочется сказать: в зависимости от аппетитов чиновника) от «нуля» до максимального предела.

Была затронута тема взаимосвязи деятельности муниципалитета и работы малого и среднего бизнеса. С. Леонов подчеркнул, что нам всем остро не хватает законопроектов, которые фиксировали бы передачу части федеральных полномочий в ведение муниципалитетов. Последние должны быть напрямую заинтересованы в развитии регионального предпринимательства, ибо откуда, как не из него, для местного самоуправления брать источники пополнения бюджета. В то же время такая поддержка не должна оборачиваться профанацией, за которой могут проглядываться чьи-то шкурные интересы. Так, гендиректор ООО «Лафит плюс», председатель Совета гильдий при Саратовской ТПП Борис Чернодед, отталкиваясь от примера бизнес-инкубатора, подметил, что поддержка коммерческой, по сути, организации не должна превращаться в «скачку ему халявного помещения». Иначе подобная практика будет противоречить основным принципам рынка и неоправданно делить бизнес-сообщество на наших и не наших, чистых и нечистых.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31102008121736&oldnumber=462