"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (463) от 06.11.2008

Виртуальное пространство культуры

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Сборник с таким названием увидел свет

в октябре месяце. Он представляет собой собрание докладов или их тезисов, изложенных на второй Всероссийской конференции по виртуальным пространствам, состоявшейся в конце марта этого года на философском факультете СГУ.

Если у кого-то из наших читателей мелькнет мысль о том, что к нему столь высокий научный форум не имеет отношения, ибо он-то точно живет в ином, не виртуальном, мире, то глубоко, увы, ошибется.

Весь окружающий нас мир, состоящий из, казалось бы, реальных объектов, всегда был наполнен и объектами виртуальными. С появлением же всемирной сети, Интернета, виртуальный мир разросся до чрезвычайности, и что очень важно, он все больше вовлекает в себя массы, именно массы, людей. А благодаря достижениям высоких технологий это сделало возможным активное участие масс в новом пространстве. И этот процесс стал уже заметно изменять, как людей, так и саму природу человеческих отношений, доводя и то и другое «до массовой симуляции действительности» (Афанасьева В.). Попросту поглощая реальный мир и превращая почти все в виртуальность. Возникает так называемая «виртуализация сознания населения» (Грецкова Ю.Н.), поглощение Интернетом нашего сознания, все большая зависимость от него. У человека (а речь теперь идет о массах людей, практически целом поколении, выросшем в условиях компьютеризации школ) нарушается критическое отношение к самому себе и своим поступкам, которые утрачивают свою рациональность и целенаправленность.

Ряд авторов сборника выражают серьезную тревогу по поводу того, что виртуализация сознания, симуляция действительности «давно уже демонстрирует нравственный коллапс». Следующим этапом, полагают они, следует ожидать коллапс интеллектуальный, массовое жевание жвачки, упоение сериалами, глянцем и гламуром. И потому-то этот расширившийся мир вызывает необходимость в осознании и постижении, короче, в исследованиях. Исследованиях в тех же формах и пространствах, где виртуальность проявляется: в обществе, художественном творчестве, в науке. Сборник и разбит на соответствующие разделы: «Виртуальное пространство социума»; «Пространство культуры: виртуальный аспект»; «Виртуальность: естественнонаучные основания». В этих разделах представлено около 40 работ ученых, большая часть которых сосредоточена в первых двух разделах, что естественно в силу несомненной актуальности виртуализации именно социо-культурного пространства. Часть этих докладов и сообщений есть отражение конкретного опыта, а часть предлагает и некоторые прагматические выводы.

В первом разделе представляет большой интерес концептуальная статья «Информационная виртуальная реальность и свобода личности» А. Левченко. Трактовка «свободы личности» автором столь неожиданна, что могла бы вызвать жаркие дискуссии в ином формате. Звучит она так: «Свобода личности – это способность к созданию виртуальной реальности в индивидуальном сознании, деятельность по изменению реальности объективной с целью приведения ее в соответствие со своей психологической виртуальной реальностью». Казалось бы, ничего спорного. Однако есть нюанс, который в состоянии подвергнуть сомнению тезис. Этим нюансом является понятие «объективной реальности». А существует ли она как таковая? По этому поводу саратовские ученые, среди которых были и участники прошедшей конференции, с год назад пытались ответить в течение нескольких месяцев на так называемых «семинарах Шимельфенига». И за это время от «объективной реальности» почти ничего не осталось. Она превратилась либо в «игровую картину мира», либо в ту же самую виртуальность. И то и другое воплощено в технологической мощи современного информационного пространства, в его способности явно или потаенно навязывать образы виртуального мира и создавать у человека иллюзию его собственного выбора, то есть иллюзию как бы свободы его как личности.

Вывод автора жесткий и интуитивно разделяемый мыслящей частью общества: «Большая часть общества (являясь не свободной от природы) не способна к созданию собственной виртуальности, принимает навязываемую ей реальность и действует в соответствии с ней… В условиях информационного общества у элиты и власти возникает возможность манипулирования народными массами в своих корыстных интересах посредством эксплуатации бессознательного».

И страшно то, что на этом же «виртуальном» уровне появляется возможность действовать и современным террористам, причем с гораздо большей эффективностью, чем в «реальной действительности». И этому аспекту виртуального пространства уделено место в сборнике («Виртуальное измерение терроризма» И. Пашкевич).

Некоторым утешением может служить то, что виртуальное пространство, порожденное современными информационными технологиями, обнаруживает способность жить своей социо-культурной жизнью. Повторяя и создавая, в том числе, и культурные традиции и возвращая их в «реальную» действительность в виде, например, исторического продукта («Актуализация виртуальности: Атлас исчезающего города в виртуальном пространстве» Ю. Чернышов).

Не остались в сборнике без оценки в терминах виртуальности ни реклама, ни туризм, ни искусство, ни религия. Последней посвящена интересная статья «Виртуальное и реальное в старообрядческой культуре» О. Разумовской, и можно лишь пожалеть, что этот подход пока коснулся только одной из конфессий религии вообще. Ибо нет, видимо, большего проявления виртуальности, чем в сфере сознания, называемой «верой». Даже в научной сфере, в ее глубинах, сознание упирается в некий порог, где опорой является не столько знание, сколько вера в той или иной форме. И этой теме посвящена одна из фундаментальных работ сборника: «Виртуальность как основа современной физической картины мира» (В. Афанасьева. А. Лазерсон).

В целом же выход сборника представляет большой интерес уже не только для научного сообщества, но, думается, и для практиков, занятых конкретной работой в самых разнообразных сферах: педагогике, информации, рекламе, культуре. Строго говоря, культура – всеобъемлющее понятие, это, собственно, все, что создано не природой, а человеком. А значит, везде необходимо знание того, что происходит с человечеством вообще в свете нового его состояния, называемого информационным обществом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7112008144152&oldnumber=463