"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (471) от 15.01.2009

Слабый укол «Морфия»

Екатерина БОГДАНОВА

Незадолго перед новогодними праздниками отечественный кинопрокат

в очередной раз познакомил страну с … Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Посягнуть на автобиографические повесть и цикл рассказов писателя посмел ни кто иной, как создатель нашумевших российских блокбастеров Алексей Балабанов. Это обстоятельство, как и титулованный состав занятых в съемках актеров, позволяло связывать с выходом ленты самые смелые ожидания. Однако

от появления «Морфия» на широких экранах издевательски пахнуло привычной булгаковской дьявольщинкой. Но и только.

В предпраздничные дни саратовские зрители имели возможность насладиться арт-хаусной кинопремьерой в Доме кино. Причем многие шли на показ, предусмотрительно ознакомившись с выложенными в Интернете отзывами тех, кто успел посмотреть фильм днями раньше. Признаюсь, я не стала исключением… Вот только твердой оценки по десятибалльной шкале, воспользоваться которой предложил киноманам один из найденных мною сайтов, в моей голове так и не образовалось. Зато, по выходу из кинотеатра, впервые за долгое время захотелось об увиденном помолчать.

Главный упрек в адрес создателей фильма звучит так: желание режиссера сделать продукт кассовым и зрелищным встало вразрез не только с булгаковской достоверностью картины, но и с ее внутренним содержанием. С другой стороны, создается впечатление, что и Балабанов, и автор сценария Сергей Бодров-младший отнюдь не стремились к буквальному прочтению булгаковского наследия. И уж, чего греха таить, на славу приспособили материал к требованиям современной киноиндустрии. Для этого два разных, хотя и парных произведения автора – «Записки юного врача» и «Морфий» – на экране образовали одно целое, а к анатомическим подробностям производимых булгаковским героем Бомгардом операций добавились не менее откровенные элементы эротики. В фильме эти сцены переплетаются с эпизодами, повествующими об истории морфинистской зависимости молодого сельского врача, и все три линии Балабанов, а вслед за ним и беззастенчивая камера оператора, откровенно смакуют.

Нужно действительно знать и любить Булгакова, чтобы посчитать подобное надругательством. Вместе с тем, нельзя отрицать тот факт, что фильм с бюджетом в 3 млн 600 тысяч долларов сделан качественно, а смотрится глянцево-красиво. Пропорции зрелищного продукта в «Морфии» четко соблюдены. С равными промежутками по ходу картины среднестатистический зритель замрет от ужаса и отвращения при виде шокирующе натуралистичных кадров ампутации раздробленной механизмом прялки женской ноги, операции на пораженном дифтерийным крупом детском горле или поступления на больничный участок заживо сгоревших людей. И тут же, что называется, не отходя от кассы, будет вновь обескуражен – на сей раз обилием обнаженных женских тел (одно из которых принадлежит Ингеборге Дапкунайте) и сцен, от откровенности которых впору покраснеть заядлым эротоманам. Тем не менее, назвать фильм пошлым или жестоким язык не повернется – все потому, что Балабанов играючи балансирует на гранях, и там, где допустимый для элитарного кино предел, казалось бы, давно пройден, неожиданно оказывается, что режиссер лишь поиздевался над неискушенностью зрителя, а на самом-то деле не позволил себе ничего лишнего.

Единственное, в чем, приступая к экранизации классика, Алексей Балабанов явно не сомневался – так это в необходимости нового, облегченного, прочтения Булгакова. Уж чем-чем, а таким подходом современного зрителя точно не удивишь. Разве что кому-нибудь по привычке взгрустнется: ведь вся пища снова достанется глазу, а не изголодавшемуся по хорошему отечественному кино мозгу. Под красивой глянцевой обложкой детище Балабанова, увы, пусто. По сути, экранизированный «Морфий» представляет собой историю наркотической зависимости молодого талантливого доктора Михаила Полякова. Персонаж Булгакова, кстати, носит имя Сергей, но и без того понятно, что книжный и экранный герои – случайно сведенные судьбою однофамильцы. Искать в балабановском Полякове следы сомнений или душевных переживаний, присущих вчерашнему выпускнику медуниверситета, заброшенному в богом забытую деревенскую больничку и вынужденному один на один противостоять страшным и не очень болезням, бесполезно. Он всецело поглощен своей страстью к морфию, а в часы досуга не прочь предаться процветающим в глухом уезде плотским утехам. Причем, бесчувственность и хладнокровие героя потрясают не меньше, чем описанные выше сцены. По иронии судьбы, с выбором исполнителя главной роли – молодого актера Леонида Бичевина – Балабанов не просто угадал, а привнес-таки в картину «булгаковщину». Игра Бичевина, как, впрочем, и всего актерского состава – выше всяких похвал. «Пятерки» заслуживают и нестандартный монтаж разбитого на главки фильма, и кропотливо проделанная операторская работа.

Финал, как и положено кассовому продукту, слезоточив и зрелищен, хотя и отдает фирменной балабановской чернухой. Вконец опустившийся, осознающий свою зависимость от иглы Поляков пробирается в битком набитый кинозал. Поначалу кажется, что делает он это только ради того, чтобы беспрепятственно вколоть себе очередную дозу наркотика. В кино показывают комедию, зал хохочет. На волне охватившей его эйфории доктор начинает смеяться вместе со всеми. И вдруг подносит к виску дуло пистолета и спускает курок.

Увлеченная происходящим на экране, публика этого выстрела даже не замечает. Чего нельзя сказать о зрителях «Морфия». Они-то заметят. И не смогут не оценить красоту момента.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16012009124620&oldnumber=471