"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (472) от 22.01.2009

«Азбука» для журналистов

Леонид ЮРЬЕВ

Журналисты получили неплохой подарок, он же – учебное пособие с названием «Азбука сотовой связи». Выполненное в форме сорока страничного блокнота формата А4, пособие, как сказано в кратком предисловии, написано на основе курса лекций для нетехнических специалистов. И уточнено: «Азбука издана специально для журналистов, пишущих на тему «Связь и телекоммуникации» в рамках конкурса для СМИ «ТелекомМедиа – СМИ о связи».

Предисловие подписано директором Саратовского филиала ОАО «МСС-Поволжье» Дмитрием Целиковым. На этом данные об издателях исчерпываются. Ориентиром, дающим еще некоторое представление об издателе, может служить разве что логотип «Мегафона» на каждой странице.

Сразу следует заметить, что «Азбука…» окажется полезной не только для «нетехнических специалистов». Технический прогресс двигается такими шагами, что и техническим специалистам непрофильных специальностей без подобных пособий за ним не угнаться – не то что журналистам.

Да и основные разделы содержания «Азбуки» говорят о насыщенности книжицы информацией, ценной для любого образованного человека. Тем более для желающего расширить свои познания в сфере, хоть и сугубо специфической, но имеющей в тоже время массовое распространение.

Названия некоторых разделов говорят и сами за себя, и за сферу распространения: «Цифровые иерархии», «Основные принципы построения систем GSM», «Кодеки», «Роуминг», «Общая информация о мобильных телефонах GSM». Пугаться этих названий и обозначений не стоит, деться от них все равно некуда, остается осваивать.

Другое дело, как излагаются эти разделы. А вот тут-то и приходится задумываться: насколько окажется полезным для журналистов иной текст, в котором человек с образованием по специальности, скажем, «Электронная техника» хоть и разберется, но сильно посочувствует при этом «нетехническому» специалисту.

Ну взять для примера хотя бы такой абзац: «Наиболее близким по скорости к первому уровню иерархии SDN (155520 Мбит/сек) является цифровой поток Е4 плезиохронной цифровой иерархии PDN со скоростью, равной Мбит/сек». Возможно, так оно и есть. Но что с этим делать журналисту? Если же оная информация предназначена для проникновения журналиста в глубинные тонкости мобильной связи, то убежден, что найдется десяток вариантов, чтобы такое проникновение было более успешным.

И ничего еще, если бы укор распространялся только на специфические разделы, которые специалист и не может по-другому изложить. Возьмем примеры проще некуда: формальные определения напряжения или частоты в том виде, как они изложены в «Азбуке…». Если материал писан специалистами, то как понять формулировки, от которых у любого старшеклассника, не забывшего напрочь физику, волосы могут встать дыбом?

«Напряжение – это работа по перемещению единичного электрического заряда от одной точки к другой», – ничтоже сумняшеся утверждает «Азбука…» (стр. 8. Основные физические понятия).

Это всерьез или проверка на сообразительность? Уважаемые специалисты, ну возьмите пусть не учебник физики, а просто словарь: хоть физический, а хоть и русского языка. И убедитесь, что «напряжение» – это не есть работа, а только лишь «разность потенциалов между двумя точками электрической цепи». Работа же определяется, как затраченная мощность за какое то время. И если напряжение, как справедливо указывают авторы наставления для журналистов, измеряется в вольтах, то работа, о чем умалчивают те же авторы, – в ваттах. Понятно, что если журналист последует определению, данному в «Азбуке…», и применит его в своих текстах, то попадет, как минимум, в неудобное положение.

То же самое можно сказать и об определении частоты. Авторы убеждены, что частота – это «количество периодов сигнала в заданном интервале времени» (стр. 40). Их следует разочаровать. Частота – это всегда количество периодов в одну секунду. Популярно это можно пояснить следующим примером. Если вы ткнули в электрическую розетку два пальца – указательный и безымянный – по пальцу в каждое отверстие, то ток из розетки побежит сначала в один из них, скажем, в указательный, а потом попадет через кисть руки в безымянный, а затем сменит направление и начнет вас терзать через безымянный. И такие изменения он будет проделывать 50 раз в секунду до тех пор, пока вы не поймете ошибочность своего поступка. Так что указание на любом приборе, предназначенном для включения в сеть, что частота 50 Гц, означает, что в электрической бытовой сети ток 50 раз в каждую секунду совершает полный цикл.

И последнее. Уж, коль «Азбука…» предназначена для журналистов, то следовало бы тщательнее отнестись к корректуре текста с чисто журналистской точки зрения.

Ну, не следовало бы оставлять без коррекции такое глубокомыслие, как: «Изобретение в 1800 г. итальянским ученым А. Вольта первого химического источника тока послужило толчком к дальнейшему развитию концепций телекоммуникационной связи». Как-то очень уж круто звучит: «развитие концепций», «телекоммуникаций». Не было тогда того. Понаблюдать бы, как дергаются лягушачьи лапки под действием тока – какое уж тут «развитие концепций»?

И еще один пассаж может войти в журналистский арсенал в части «как писать не следует»: «…На смену ему (электрохимическому – Л. Ю.) в 1832 г. пришел электромагнитный телеграф. В то время он мог передавать данные на небольшие расстояния. Такой прогресс не мог не вдохновлять изобретателей, и в 1876 г. А. Беллом был изобретен телефон».

Неожиданное, надо сказать соотношение между «прогрессом» и «вдохновением». Трудно такое повторить. Да, следует надеяться, что оно и не случится.

И все же, все же… Замеченные эти (а есть и другие) казусы не отменяют главного. Оно же в том, что журналисты получили возможность ознакомиться с современной отраслью на достаточно серьезном уровне. А замеченные казусы постараются учесть и в ловушки «мудрых» определений не попадаться. Помятуя, как говорил Кузьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его односторонняя». И это тоже «азбука» для журналистов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22012009153043&oldnumber=472