"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (473) от 29.01.2009

Снова обратный ход губернатора

Алексей ГОЛЯКОВ

Не так давно на телеэкране то и дело крутился рекламный ролик, где незадачливый толстяк-электрик, не скушав вовремя печенье и соединив неправильно провода, в результате чего родной микрорайон всякий раз оставался без света, хлопает себя по лбу со словами:

«Е-мое, что ж я наделал!»

Наверное, этот тот случай, когда всем опостылевшая реклама может пойти на пользу. И в первую очередь – региональным главам исполнительной власти с их многочисленной свитой помощников, консультантов, экспертов, прогнозистов и проч. Потому что пока – в чем убеждает практика – какое-то странное пристрастие к соединению себя с одними и теми же «проводами» и «граблями» сказывается неприятными последствиями прежде всего на гражданах, волей или неволей доверивших власть таким руководителям.

История с громогласным выпуском, а затем со стыдливой отменой Постановления Правительства области № 412-П от 27 ноября 2007 года, породившего т.н. «земельный скандал» и которое, по единодушному признанию большинства местных депутатов, а также предпринимательского сообщества, было признано грабительским, получается, ничему не учит.

В канун нового, 2009-го года из недр облправительства выходит на свет Постановление № 497-П под названием «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования». В нем, невзирая на конкретную социально-экономическую ситуацию (как в стране, так и в регионе), предписывалось, в частности, поднять в среднем сразу на 20 % величину предельного тарифа на проезд в городском общественном транспорте. Речь, в частности, шла об автобусах большой и средней вместимости и маршрутных такси, то есть ГАЗелях. Как уже успели ощутить на себе саратовцы в первые посленовогодние недели, в автобусах билет в результате подорожал с 8 рублей до 10, в ГАЗелях – с 10 до 12.

Что интересно: первыми тревогу забили не левые партии и не профсоюзы, которые, судя по всему, никак не проснутся от длительного новогодья. Сама «партия власти» увидела реальную угрозу и своему имиджу от таких, мягко говоря, непродуманных действий, и – что важнее – основам какой-никакой стабильности в области в условиях разрастающегося кризиса.

Областной парторг единороссов Петр Глыбочко не стеснялся в выражениях по поводу данного повышения, охарактеризовав его как стремление к «наживе», не подкрепленное ни экономическими обоснованием, ни тем паче соображениями морального свойства. В конце прошлой недели уже политсовет «Единой России» подверг резкой критике и само Постановление, и характер его подготовки и составления.

Итог – глава региона отменяет собственное творение собственной же рукой, и с 26.01.09 пассажиры в областном центре с удивлением обнаруживают при входе в салоны саратовских автобусов, что, оказывается, в наше время цены хоть на что-то могут и снижаться. Тарифы на проезд были возвращены в свое исходное положение, существовавшее в 2008 году. Случай, надо сказать, редко встречающийся за последние десять–пятнадцать лет.

Всем бы радоваться, но что скрывается за второй за последние полтора года отменой ранее выпущенных постановлений на высшем губернаторском уровне? Признать покаянное, дескать, «извините, опять осечка вышла» или констатировать, что сие не украшает саму исполнительную власть области, значит, не сказать практически ничего. Судя по планомерному следованию губернатора интересам бизнеса, в данном случае – бизнеса автоперевозчиков, которые далеко не всегда сообразуют свою деятельность со стратегическим планами по развитию городского хозяйства, не заботятся о соблюдении такого «архаичного» понятия, как культура и элементарное качество обслуживания пассажиров, а в реальности во многом подтверждают собой оценку Глыбочко, –- то начинаешь вспоминать оказавшийся недолговечным период начала и середины девяностых годов, когда губернаторы избирались прямым голосованием. И тогда, как известно, население было труднее обманывать, сложнее не отчитываться перед ним и давать несбыточные обещания.

Между тем в злополучном Постановлении были заложены лишь цветочки, а ягодки вызрели бы позже. Предельно допустимое повышение рассчитывалось в течение всего «года Быка» до 12 рублей в автобусах и до 15 – в ГАЗелях. И это на фоне и без того вполне приличной рентабельности автотранспорта, не в пример их коллегам и конкурентам из «Саргорэлектротранса», как манну небесную ожидающих вливаний из горбюджета.

Вся эта тарифная свистопляска высвечивает и до боли знакомую картину со стагнацией транспортной системы в городе Саратове – картину, которую самим перевозчикам менять не хочется. По простой причине – им и так хорошо. За последние три–четыре года количество явно некомфортабельных и опасных (чего не нужно лишний раз доказывать, видя и слыша федеральную статистику ДТП) ГАЗелей возросло почти в два раза. В полном загоне экологически чистые трамваи и троллейбусы; трудно вспомнить, когда в Саратове открывались новые маршруты на электротяге, легче вспомнить, когда они закрывались как, к примеру, 15-й трамвай. А ликвидация под предлогом ремонта моста через Волгу 9-го троллейбусного маршрута, что было на руку владельцам тех же ГАЗелей и наводнивших городские дороги кургузых малогабаритных импортных автобусов? Кстати, широко разрекламированная в прошлом году при участия министра Шейкина закупка современных автобусов марки ЛиАЗ свелась к приобретению нескольких машин.

Антимонопольные службы еще проверят законность выхода данного Постановления, что называется, и «со своей колокольни». Одновременность повышения тарифов с подачи областной власти на всех автобусных маршрутах без возможности для какого-либо сектора бизнеса перевозчиков определять самим более низкие цены на проезд и таким образом создавать конкурентную среду, по мнению ряда экспертов, свидетельствует о признаках картельного сговора.

P. S. Сразу же после отмены губернаторского постановления корреспондент газеты «Богатей» попросил прокомментировать министра транспорта области (либо кого-то из его замов) складывающуюся ситуацию с тарифной политикой в городском транспорте. Пресс-секретарь министерства Юлия Бакаева ответствовала: по чему угодно, но по данному факту ведомство никаких комментариев давать не будет, таково было распоряжение. Сам же министр Сергей Владимирович Шейкин в дни отмены постановления ушел «на больничный».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29012009112344&oldnumber=473