"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (473) от 29.01.2009

«Берег» без берега, а дачники без теплоходов

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Глупо, наверное, заговаривать зимой о летнем туристическом бизнесе. Пока за окном лежит снег, власти, по обыкновению, предпочитают думать о проблемах насущных. Но придется все-таки нарушить традицию, потому как существует немалая вероятность того, что новый сезон региональный туризм попросту не переживет.

Не далее как в декабре саратовские речники во всеуслышание заявляли о том, какие колоссальные убытки может понести город, если в порт откажутся заходить транзитные суда. Речь идет о нескольких миллионах. К примеру, только в прошлом году стоянку в Саратове осуществляли 365 кораблей, в общей сложности перевозивших 64 тысячи пассажиров. Из них примерно 2 тысячи человек остались в городе. Остальные сходили на берег, а это значит: питались, приобретали сувениры и заказывали экскурсии. Год от года спрос на речные круизы набирает обороты, однако Саратов, похоже, губит этот самый простой источник доходов на корню.

До сих пор никто из тех, кто мог если не решить, то хотя бы коренным образом повлиять на ситуацию с причальной стенкой, к опасениям речников не прислушался. От министерства Шейкина ждать этого не приходится. Как стало известно «Богатею», в конфликте с «Пассажирским речным управлением» министр предпочитает придерживаться выбранной стратегии человека, который не ведает, что творит, а потому задолженности по зарплате на предприятии продолжают расти. На сегодняшний день, по словам директора управления Алексея Осипова, двухгодичные неплатежи министерства уже приблизились к сумме в 3 миллиона. А под новый год и вовсе приключился обидный анекдот: министерство, как видно, ждало до последнего, не желая уступать рубежи в развязанной им же самим холодной войне, и перечислило деньги после трех часов дня 31 декабря. Руководство речного управления не выдержало и отпустило людей раньше. Можно только догадываться, какими радостными оказались для многих семей новогодние и рождественские праздники…

Но это так, к слову. Уже сейчас понятно, что, как бы ни было тяжело, речникам предстоит выкручиваться из ситуации самим. Что они и собираются делать, для начала отменив социальные пассажирские перевозки – иными словами, свернув все «дачные» маршруты. По словам директора предприятия Алексея Осипова, этот вопрос уже решенный. К концу апреля начать навигацию должны были бы пять задействованных в льготных перевозках судов: четыре «Омика» и одна «Москва–212». Однако на необходимый теплоходам ремонт денег – а это свыше одного миллиона рублей – у предприятия нет и, более того, не предвидится. Надо ли говорить о том, что такое положение дел вполне может быть чревато социальным взрывом? Это становится очевидным, стоит только свериться с цифрами. В прошлом году, к примеру, до своих дач сумели «доплыть» около 50 тысяч пассажиров, большую часть из которых составляют льготники. Теперь, судя по всему, немолодым людям с сумками и рюкзаками придется пересесть на другие виды транспорта – в основном, душные и переполненные автобусы. Не пора ли городским и областным властям на деле начать заботиться о так горячо любимых ими на словах жителях?

По всему видно, что не пора, и мы торопим события. Взять, например, уже вызвавшее немалое недовольство со стороны населения правительственное постановление № 497-П «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования». Оно, естественно, коснулось и речных перевозок. Да еще как! Сделать этот не слишком в последнее время популярный вид транспорта прибыльным, чиновники, не долго думая, решили за счет жителей. Причем, если в автобусах и маршрутных такси проезд подорожал на четвертую часть, то в случае с теплоходами стоимость поездки взлетела аж в два раза. К примеру, билет, который раньше стоил 30 рублей, с 1 января правительство рекомендовало продавать по 60, а самое продолжительное, как, например, «Сосновка–Кошели», и, соответственно, затратное плавание, за которое раньше в кассе просили 46 рублей, по новым утвержденным тарифам подорожает до 100. В любой другой стране из этой арифметики сделали бы, как минимум, два вывода: народ стал жить лучше либо цены на топливо ощутимо взлетели. Ни того, ни другого вроде бы не произошло. Остается думать, что финансовый кризис и стал тем толчком, который заставил власти столь рьяно взяться за пополнение казны.

Вот только вряд ли дачники насобирают и продадут столько помидоров и картошки, что поездка на теплоходе на садовый участок и обратно не превратится для них в бессмысленный и разорительный круиз. Так рассудили и в «Пассажирском речном управлении». Мало того, что такая стоимость проезда абсолютному большинству пассажиров окажется не по карману, даже она не сможет сделать речные перевозки рентабельными – особенно, учитывая тот факт, что до сегодняшнего дня транспортное министерство не очень-то торопилось производить компенсацию выпадающих доходов предприятия. Осипов не исключает того, что вынужденная мера, на которую пошли речники, окажется временной. Во многом это будет зависеть от того, будет ли увеличена бюджетная компенсация пассажирских перевозок (сегодня одно посадочное место способно оправдать затраты перевозчика, если будет стоить не менее 400 ) и разрешится ли так называемый «шейкинский кризис». На сегодняшний день очевидно одно: политика министра уже привела к грустным для населения последствиям.

Но вернемся к причальной стенке. В последние месяцы зимы турфирмы традиционно заключают с портами контракты на обслуживание экскурсионных теплоходов. Вот и сейчас ОАО «ПРУ» сотрясает шквал звонков. Но как отвечать звонящим, руководство предприятия не знает. Выигравшее конкурс на обслуживание причальной стенки ООО Берег–2008», со слов Осипова, вестей о себе не подает. Вместе с тем, безоговорочно отсылать туроператоров к этой фирме у речного управления оснований нет. Дело в том, что ранее в стоимость заключаемого договора, подразумевающего стоянку транзитного судна у саратовского причала, входили услуги речников по его портовому обслуживанию: диспетчерское сопровождения, работа береговых матросов, дворников и прочее. По логике вещей, права на такое обслуживание вместе с правом на аренду причальной стенки перешли к «Берегу–2008». Но есть одна тонкость юридического свойства: право на распоряжение территорией причала не входило в конкурсный лот, а позволить фирме осуществлять производственную деятельность на берегу речное управление не намерено. К тому же, диспетчерская служба, способная подвести судно к берегу, как и квалифицированные специалисты, имеются только у речпорта.

При этом остается открытым вопрос, будут ли туристические корабли вообще подходить к саратовскому причалу. Ведь если шестичасовая стоянка обойдется судну не в 6–7 тысяч, как раньше, а в 30–40 тысяч, многим экскурсионным компаниям будет проще обходить стороной наш и без того не блещущий красотами город. Оборотная сторона медали – неминуемое удорожание туристических путевок.

«Ситуация абсолютно патовая, – считает Алексей Осипов. – Путевки начинают продаваться уже сейчас. При увеличении их стоимости в разы теплоходы однозначно сюда причаливать не будут, а будут транзитом проходить мимо, так же, как и в Ульяновске. В крайнем случае, будут заходить на зеленую стоянку, чтобы пассажиры могли отдохнуть и искупаться. А нам брать на себя убытки и платить федерации 3 миллиона смысла нет, потому что никаких сказочных доходов портовые сборы не приносят. Идеальная, с нашей точки зрения, ситуация – передать стенку в аренду областному ГУПу в Энгельсе, который раньше занимался причальными стенками. Он мог бы обследовать ее, делать капитальный и текущий ремонт, для чего из областного бюджета выделялись бы соответствующие суммы. Эта организация и платила бы деньги федерации, а мы бы эксплуатировали стенку на безвозмездной основе, как это было раньше. Ведь что такое причальная стенка для Саратова? Это еще и инженерная защита города. Соответственно, обслуживать ее может только специализированное предприятие».

Ситуацией встревожены и местные туристические компании. «Туристическому бизнесу Саратова нужно, чтобы теплоходы останавливались у нас каждые 5–7 дней, – поделилась с «Богатеем» директор ООО «Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское» Белла Гордеева. – Однако, если стоянка подорожает больше чем на 300–500 рублей, вряд ли турфирмы на это согласятся. Что город потеряет? Каждый турист оставляет в Саратове 150–200 рублей как минимум. Это не считая оплаты за экскурсии и путевки. Но я не думаю, что круизы сильно подорожают. Цены на них уже сформированы. Они не могут зависеть от того, чья прихоть возьмет верх».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29012009112530&oldnumber=473