"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (473) от 29.01.2009

Сокровища, застывшие в янтаре

Екатерина БОГДАНОВА

Прихотливый материал янтарь никого не оставляет равнодушным –

будь то мужчина, женщина или ребенок. Даже просто смотреть на этот сгусток окаменевшей смолы – не то, что прикасаться к нему –

уже огромное наслаждение. Для художников оно выливается в настоящую завороженность камнем. И на свет под заботливыми руками мастера появляются диковинные вещи: изогнутые чаши, цветы или дивной красоты украшения.

На прошлой неделе искрящееся солнечными искорками великолепие из Калининградского музея янтаря прибыло прямиком в Саратов и на время обосновалось в областном музее краеведения, открывшись для посетителей экспозицией «Золото Балтии».

Выставка вызывает редкое сожаление о том, что подержать в руках экспонаты нельзя. Видимо, предвидя подобный соблазн со стороны посетителей музея, организаторы спрятали уникальные и недешевые вещицы под стекло, поэтому ими разрешено только любоваться. Роскошный подсолнух, коктейльная чаша с застывшим навеки напитком, янтарные на разрез яблоко и груша – на какие только ухищрения ни идут мастера ради того, чтобы явить миру потрясающую красоту этого камня.

На открывшейся выставке в этом легко убедиться. Даже если кому-то и кажется, что янтарь – настолько привычная субстанция, что взглянуть на нее по-иному у него уже не получится, посещение экспозиции почти наверняка убедит его в обратном. Стенды в музейном зале условно поделены на женские – с обилием ювелирных гарнитуров, шкатулок и декоративных безделушек, и мужские, на которых представлены преимущественно трубки, кабинетные ножи, часы и прочие атрибуты мужского арсенала.

На открытии выставки о янтаре можно было узнать если не все, то очень многое. Например, стало понятно, почему в понимании устроителей экспозиции золото оказалось расцвечено столь многообразными оттенками – от привычного темно-желтого до экзотичного зеленого или голубого. Поддавшись на уговоры журналистов и собравшейся на открытии любознательной публики, заместитель директора по развитию проектно-выставочной работы Калининградского областного музея янтаря Татьяна Лысова провела краткий экскурс по представленным выставочным стендам.

По оценкам специалистов, янтарь считается одним из древнейших материалов на земле, его история насчитывает приблизительно 40 миллионов лет. За это время редкостные свойства камня научились ценить не только ювелиры и ремесленники, но и ученые. К примеру, часто встречающиеся в природе сгустки смолы с разного рода вкраплениями, в том числе представителей животного и растительного мира, представляют большой интерес для палеонтологии.

В том, что материалом для всех представленных на выставке изделий – а по сути, лишь малой толики фондов музея – послужил настоящий янтарь, сомневаться не приходится. Однако отнюдь не все из них в действительности насчитывают не десятки, а сотни лет. В частности, экспонаты, датированные XV–XVII веками, на самом деле являются научными реконструкциями не сохранившихся до наших дней оригиналов. К сожалению, именно этот срез столетий, считающийся расцветом янтарного искусства, оставил после себя очень мало настоящих декоративных изделий и украшений – большинство из них удается установить лишь по дошедшим до нас письменным свидетельствам. Мастера того времени не пускали свои творения на поток; каждая созданная из янтаря вещица была эксклюзивной и штучной и чаще всего преподносилась в дар царским особам. Не случайно до сих пор интерес ученых приковывает утраченная знаменитая кенигсбергская коллекция, а музей янтаря даже предпринимает попытки восстановить ее.

Что же касается процесса производства точных копий немногих сохранившихся предметов из янтаря, то значение его трудно переоценить. Многие изделия настолько древние и ценные, что включать их в коллекции передвижных экспозиций попросту не представляется возможным. Но существует и еще один немаловажный момент. Подвергаясь разрушительному воздействию времени, подлинники утрачивают тончайшие элементы огранки или резьбы, так что рассмотреть их нельзя. Восполнить этот пробел способна только реконструкция.

Помимо реконструкций, калининградские гости привезли с собой большое количество авторских ювелирных и дизайнерских работ, а также образчики серийной продукции Калининградского янтарного комбината – серьги, бусы, браслеты. Янтарь рождает на свет потрясающие по красоте изделия, а в работе художника непременно остается элемент неожиданности: даже имея в голове четко сформированный замысел, автор зачастую сам не в силах предсказать, какой окажется созданная его руками вещь. Все дело в том, что необработанный янтарь, как кожицей, скрыт от посторонних глаз непрозрачной пленкой, и лишь опытный резчик по камню способен предугадать, какого цвета порода окажется внутри. Но и это еще не все. Янтарь имеет свойство с годами менять цвет. Посему, если старинное фамильное украшение вдруг темнеет или, наоборот, бледнеет, удивляться этому не стоит. Цветовая гамма янтаря насчитывает до трехсот оттенков, поэтому подобным метаморфозам, пожалуй, будет трудно поразить воображение истинного ценителя этого удивительного камня.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29012009113021&oldnumber=473