"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (473) от 29.01.2009

«Река на асфальте»

Татьяна ЛИСИНА

Начиная с названия, в этом спектакле по пьесе Д. Липскерова «Река на асфальте» необычно все: и конструкция зрительного зала, и декорации, и сюжет, и сами действующие лица.

Этот маститый писатель, в основном, пишет романы. Пьес у него всего пять. Пьеса «Река на асфальте» была поставлена 20 лет назад в Московском театре под руководством Олега Табакова.

«Река на асфальте» – дипломный спектакль театрального факультета Саратовской государственной консерватории имени Л. Собинова (художественный руководитель курса – народный артист РФ, профессор А.Г. Галко, режиссер спектакля Артем Кузин). Символично, что премьера этого студенческого спектакля состоялась именно в День студентов, 25 января, на Камерной сцене ТЮЗа.

Режиссером-постановщиком зрительный зал был разделен на три части. В центральной из них развертывалось все действие (эта часть выполняла роль сцены), а по обе стороны от нее располагались зрители. Такая близость актеров к зрителям сразу придала камерный доверительный тон спектаклю.

Все декорации решены в белом цвете. Одни из них – реальны, другие – условны.

Говорят, пересказывать содержание пьесы – дело неблагодарное. Да его и пересказать-то невозможно. Скажем лишь о том, что речь идет о встрече двух едва знакомых людей: смелой юной девушки и не по летам серьезного юноши, которых и тянет друг к другу, и при этом что-то отталкивает. В их диалоге, который приобретает то шутливый, то очень значительный и откровенный характер, можно услышать и спор о том, из двух или трех яиц изготовить глазунью, и вопросы о том, для чего человек живет на земле, и как может неожиданно родиться мысль о самоубийстве.

Без сомнения, можно сказать, что Артему Кузину удалось создать острый психологический спектакль, лишенный всяческой развлекательности, наталкивающий зрителей на серьезные размышления о далеко не простых проблемах взрослеющих подростков. В спектакле присутствуют и эротические сцены, но решены они очень тактично и, можно сказать, даже деликатно.

Игра Анастасии Волковой (Канифоль), Андрея Сумцова (Ричард) и Алексея Тимченко (Голос) заслуживает самой высокой похвалы. Порой не верилось, что на сцене – сегодняшние студенты, а не профессиональные актеры. Они естественны, правильно держат паузу, удачно подают выигрышную реплику.

Уверена, что если вы посетите этот спектакль, то жалеть об этом не будете. Хотя реакция зрителей может быть разной. Возможно, у кого-то возникнут серьезные претензии к пьесе, кто-то сочтет ненужным погружение героев в то болезненное состояние, которое психиатры назвали бы вторичным бредом (когда родственники верят бредовым переживаниям больного), кто-то скажет, что психически больной в семье – это тема, интересующая весьма немногих.

Но если споры по поводу спектакля и возникнут, то они, вероятней всего, коснутся именно пьесы и ее автора, но ни в коей степени ни режиссера и ни актеров. Скорее всего, именно эти споры и будут говорить об успехе спектакля.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29012009113115&oldnumber=473