"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (473) от 29.01.2009

Филармонические сказки по-новому

Светлана ТЕНЕТКО

Минувшие выходные филармонии были сказочными. 24 января в малом зале давали китайскую историю «Про Дракошу и его друзей», а 25-го в большом зале консерватории звучала сказка Пушкина «О царе Салтане...».

К большому сожалению, афишные тумбы не пестрят анонсами спектаклей этого театра, но он все же существует и называется эстрадным театром для детей «Арт-Ревю». Вот этот театр и показал добрую и поучительную сказку для детей про маленького дракончика, которая открыла «сказочные» выходные.

История эта произошла в китайском магазине игрушек тетушки Тао (Татьяна Елисеева). Ночью, как и положено в сказках, все игрушки оживали. Ожил и маленький дракончик, у которого как раз был день рождения. Дракончику Дракоше очень хотелось подарков и он был расстроен, что их не получил. Тогда мудрая тетушка Тао предложила устроить для всех друзей Дракоши (в том числе и для маленьких зрителей) шоу. Первым номером шоу-программы был танец с веерами от куклы Ань Янь (Анна Низовая). Восторг детишек вызвали веера за задником, повторявшие движения вееров куклы.

Нежную музыку Поднебесной сменили зажигательный рок-н-ролл и ростовые куклы. В шоу Дракоши выступали веселые клоуны (Анна Низовая, Александр Троицкий) с фокусами, «грациозная, как лань» кукла Гао Шань (Галина Смирнова) лихо жонглировала кольцами и булавами, а кукольные Жаба и Пчелка пели веселые песенки. Охраняющий магазин храбрый воин Ляо Пин (Роман Брант, по совместительству руководитель театра) показывал чудеса балансировки с предметами и в конце шоу порадовал всех огромными мыльными пузырями.

В итоге, маленький дракончик совсем забыл про подарки, он радовался, что доставил много приятных минут своим друзьям и приобрел новых в лице маленьких зрителей, которые в свою очередь поняли, что подарки в жизни не самое главное, главное – друзья. Дружба, друзья – на эти понятия, как на основу, нанизывалось все действие сказки, написанной Романом Брантом.

К сожалению, как признался позже корреспонденту «Богатея» режиссер и руководитель театра Роман Брант, по технике безопасности нельзя было на этой площадке показать балансировку с огнем. Огонь и филармония, как уже известно, две вещи несовместные. Не получилось привезти и дымовую пушку, но даже без этих спецэффектов спектакль смотрелся на одном дыхании. В этом представлении органично переплелись различные жанры: кукольный театр, клоунада и даже цирковые номера. Ребятишки были не только зрителями, но и участниками представления: выучили несколько китайских слов, помогали показывать клоунам фокусы.

Хотя спектакль был рассчитан на ребятишек до 8–9 лет, взрослые получили не меньшее удовольствие, окунувшись в мир детства.

Второй сказкой стала в исполнении симфонического оркестра филармонии (дирижер Александр Занорин) и артистов ТЮЗа Ольги Кутиной и Александра Федорова «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди» А.С. Пушкина. Именно так звучит полное название этой хорошо всем известной сказки. Многие из нас вот так «с ходу» смогли бы вспомнить его? А вот дети, пришедшие на концерт, смогли и правильно назвали все четыре чуда, произошедшие в этой сказке. Небольшое введение в историю сказки и музыки Н.А. Римского-Корсакова и блиц-опрос на знание текста провел перед началом худрук филармонии Анатолий Катц.

«Сказка о царе Салтане» – четвертая в цикле «Сказки с оркестром» и заключительная в этом сезоне. Саратовцы прослушали в этом сезоне «Щелкунчика», «Маугли» (в исполнении саратовского оркестра) и «Приключение Пиноккио» (оркестр Ю. Симонова).

Для Ольги Кутиной такая работа с Пушкиным оказалась, можно сказать, премьерной, несмотря на большой театральный опыт. «Для меня это огромное событие, – делится актриса, – здесь не просто работа над текстом Пушкина, тут еще и прибавляется масса всяких впечатлений связанных с музыкой Римского-Корсакова. Когда мы были на репетиции с оркестром, очень многое скорректировалось благодаря музыке». Например, в первоначальном варианте у артистов лебедь была скорее внеземным существом, чем реальной женщиной, но музыка вернула все же к женскому началу. «Сказка о царе Салтане...», считает Ольга Кутина, очень женская сказка: именно героини этой сказке двигают ее вперед. Не было бы ткачихи, Бабарихи, поварихи, и сказки-то не было бы. Удовольствие от работы над этой сказкой ни с чем не сравнимое, по словам актрисы.

Конечно, вся сказка в оригинальном варианте заняла бы много времени, поэтому небольшие купюры были просто необходимы, но они остались незамеченными благодаря музыкальным фрагментам, очень точно вырисовывавшим происходившее в этих опущенных кусочках.

Великолепная музыка Римского-Корсакова и прекрасное прочтение текста создали сказочную атмосферу, в которую окунулись и взрослые, и дети.

Какие сказки нам предстоит услышать, мы попытались узнать у Анатолия Катца, но увы, по его словам, он сам пока еще не знает.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29012009113208&oldnumber=473