"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (475) от 12.02.2009

Управляемый транспортный бардак

Новый скандальный тендер перевозчиков пассажирского транспорта в Саратове окончательно вышел за рамки закона

Станислав БЕЛЯКОВ

В последние годы каждый проводимый городской администрацией конкурс по отбору перевозчиков завершается еще более громким скандалом, чем предыдущий. Недавний конкурс продемонстрировал, что если раньше организаторы хоть как-то стремились создать видимость соблюдения норм, правил и административного приличия, то теперь окончательно растоптали все законы и безнаказанно творят все, что им заблагорассудится, в интересах небольшой и ангажированной группы перевозчиков.

Откровенные махинации с так называемым актом распределения графиков и маршрутов вышли уже за пределы сообщества перевозчиков, которые после проведенного 24 января тендера ради привлечения внимания общественности вынуждены были наклеить на ГАЗелях и автобусах плакаты «Позор Грищенко!», «На свалку городскую администрацию!» и другие примерно такого же содержания.

Графики оптом и в розницу

30 января в областной Торгово-промышленной палате перевозчики и частные предприниматели – владельцы подвижного состава – провели пресс-конференцию в чрезвычайном режиме, чтобы довести до жителей города информацию о безобразиях, какими оброс новый конкурс по отбору перевозчиков. Саратовцы до сих пор не забыли тендер 7 марта 2007 года, когда по решению конкурсной комиссии количество перевозчиков с 12 возросло до 27, в числе которых оказались не имеющие ни транспорта, ни производственных площадей, зарегистрированные в пожарном порядке по две-три организации на одной и той же территории. Только диву даешься, как сложную и ответственную процедуру перевозок пассажиров могли доверить не обладающим вообще ничем. В нормальном обществе эти деятели не могут даже мечтать о перевозках. Но в России и тем более в Саратове возможно все, когда стоят определенные финансовые интересы. Поэтому не стоит удивляться вообще непостижимому: с «лжеперевозчиками» были заключены договоры сроком на один год, а чтобы «накормить» этих новобранцев пассажирских перевозок, бессовестно отобрали большую часть графиков у прежних перевозчиков, а маршруты нарезали на части. Все это привело к неуправляемости пассажирского транспорта и коррупции.

Возмущенные таким переделом, четыре перевозчика посмели было выразить недовольство, но на них быстро нашли управу: их просто отлучили от перевозок. Что стало с каждым? Один из них сегодня сгинул без вести. Директор другого, ООО «Монолит-Авто», Николай Канищев до сих пор приходит в себя после покушения на свою жизнь. А бывшая государственная автобаза САТО почти два года пустует, хотя немалой части пассажирского автотранспорта ремонтироваться попросту негде. Четвертый, в отличие от трех строптивых, оказался сговорчивым, и ему вернули прежнее количество графиков, достигнув желанной цели: вбить клин в возможную коалицию обделенных перевозчиков, в чем немало преуспел и славно поработал Игорь Гришаев – председатель комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу городской администрации и фактический «смотрящий» конкурсной комиссии по отбору перевозчиков, а также всего, что с ней связано.

Для «укрепления» важного для жизнедеятельности города участка пассажирских автоперевозок городская дума отрядила начальником городского транспортного управления своего депутата Андрея Иващенко, который, видимо, должен был развернуть вовсю свою деятельность на основе заново разрабатываемого так называемого Положения об организации транспортного обслуживания населения. Однако, на беду новоприставленного к бдению за гортранспортом начальника, контрольно-счетная палата Саратовской городской думы признала Положение не соответствующим законодательству. Тем не менее, слабо отличающий колесо от бублика новый руководитель управления не растерялся и решил все-таки использовать отдельные куски Положения, официально признанного дефектным по отношению к закону. Прикрываясь отдельными его пунктами, позволяющими заключать договоры сроком не более, чем на три месяца, он заключил с новыми перевозчиками около 30 срочных договоров на разные сроки действия, превышающие обозначенные сроки на более 300 графиков, или примерно пятую часть всего подвижного состава городского автотранспорта. Хотя прекрасно знал, что эти лица сплошь и рядом не могли справиться и с тем, чем их наделили по «конкурсу».

На пресс-конференции в Торгово-промышленной палате некоторые перевозчики утверждали, что это делалось не за красивые глаза, а некоторые даже заявили, что у них есть доказательства, за что именно. Однако выяснять, так это или иначе – не наша задача. Но зато сложно не заметить такие факты. Давно ожидаемое и прогнозируемое увольнение Иващенко произошло, по сведениям некоторых источников, по той причине, что написать «по собственному желанию» его попросил ни кто иной, как бывший и. о. главы администрации Саратова Сергей Тульский, у которого, видимо, были столь серьезные аргументы услать Иващенко подальше от руководства городским транспортом, и тот не осмелился отказать в просьбе. Как вы думаете, о чем шла речь? Ни на какие мысли не наталкивает арест сменившего Иващенко на посту директора управления Юрия Галушко, попавшегося на взятке за подписание временных договоров на пассажирские перевозки по Саратову?

И городская дума, и администрация дружно признавали, что в транспортном секторе бардак хотя бы потому, что Положение об отборе устарело. После долгих раздумий дело решили поручить депутату Александру Гришанцову, бывшему директору одного из крупных автотранспортных предприятий, хотя и уничтоженному, как и все остальные, благодаря усилиям городских и областных властей. Но начатый труд по наведению порядка до конца доведен не был. Депутаты постарались похоронить его до рождения.

Членам комиссии вход воспрещен!

Тем временем вокруг нынешнего конкурса, который бы расставил все точки над «i», разыгрывался настоящий шабаш. Постановлением главы администрации № 1138 от 16 сентября 2008 года за две недели до начала он неожиданно был отменен якобы из-за несоблюдения установленного порядка принятия конкурсной документации. 12 и 24 сентября предпринимаются две попытки собрать комиссию для принятия столь нужных документов. Но обе провалены из-за серьезных разногласий о порядке проведения тендера. В ходе бурного совещания 10 ноября конкурсную документацию вновь отклонили, но решили: каждый член комиссии в течение недели внесет письменные предложения по конкурсной документации и после их обработки комиссия соберется снова. И хотя было абсолютно не ясно, что из всего этого получится, администрация выносит постановление № 1443 от 8 декабря 2008 года о проведении конкурсных процедур 21 января 2009 года. Конкурсную документацию опубликовали 10 декабря, а последним днем приема документов установили 11 января нынешнего года. Однако руководитель «АРиАЛа» Александр Антипанов (именно его ООО предоставило городу новенькие большегрузные автобусы, которые так восхваляли гордепы и администрация, подчеркивая свои заслуги в привлечении столь солидного инвестора) обратился в Арбитражный суд Саратовской области и иском об отмене шести основных критериев из одиннадцати для установления победителей тендера. Иск был удовлетворен, а решение суда подлежало немедленному исполнению.

Но реакция администрации города оказалась более чем странной: будто не было никакого решения, прием документов продолжали, а на 12 января назначили заседание конкурсной комиссии.

Отменили тендер в самый последний момент, о чем назавтра глава администрации Вячеслав Сомов объявил на встрече с перевозчиками, однако нового срока не назвал. На самом же деле, как выяснилось, он просто обманывал. Естественно, основной наплыв в связи с решением суда и новогодними праздниками пришелся на 11 января. Однако явившимся с утра пришлось ждать аж до пяти часов вечера. После чего появился Гришаев и дал команду прекратить прием документов ввиду окончания рабочего дня (?!). Так, простенько и со вкусом, председатель комиссии разом отсек от участия в конкурсе еще до его начала сразу нескольких перевозчиков.

21 января состоялось фактически закрытое заседание комиссии. Через три дня, в субботу, 24 января, собирается внеочередное заседание конкурсной комиссии, где обсуждается методика подсчета баллов, а в понедельник 26 января также тайно, без официального оповещения опять собирается, причем без приглашения некоторых ее членов, что было уже более интересно, чем сами тайные система отбора и конкурс. Проверенные члены комиссии подписывают незаполненные протоколы по лотам. Также страшной тайной остаются имена тех, кто считал баллы и готовил протоколы. Один из недопущенных членов комиссии, депутат гордумы Алексей Шельпяков, через день с удивлением узнает о завершении конкурса и подписании протокола. С огромным трудом он добился дозволения ознакомиться с документами. Ему их предоставили после долгих пререканий. Увиденное его потрясло до глубины души: в протоколе по каждому лоту должны были содержаться сведения о месте, дате и времени проведения, сведения о количестве заявок на участие в конкурсе, количестве набранных претендентами баллов и об оценке, принятой на этой основе комиссией. Но в одних протоколах эти критерии вообще не фигурировали, в других не было набранных баллов, зато имелась неизвестно откуда взявшаяся их сумма. Таких лотов депутат насчитал свыше сорока. Шельпяков написал по данному поводу замечания и предложил Гришаеву принять свои замечания по данному поводу. Гришаев категорически отказался. Тогда Шельпяков попросил сделать ксерокопии с конкурсных документов, но в этот интересный момент в администрации неожиданно сломались все ксероксы. Депутат попросил своего помощника привезти ксерокс, а заодно и тележурналистов, которые и зафиксировали, как Гришаев пытался вырвать у члена комиссии по проведению отбора перевозчиков листы протокола. Зафиксировавшее это фотографии обошли газеты...

Потакание своим «богатырям»

Кажется, после этого демонстративного и безудержного растаптывания закона, чести и морали, свое слово в защиту обманутых и одураченных перевозчиков должна была сказать возглавляемая частным предпринимателем Даниловым А. гильдия перевозчиков. Но, во-первых, как обращаться к ней, если о ее существовании практически никто не знает, да и бесполезно: руководимая самим Даниловым гильдия в составе его партнера по транспортному бизнесу и владельца нескольких ГАЗелей Шувалова А., ныне замдиректора МУ «Тран-спортное управление», ранее занимавшего пост главы гильдии, тоже не была обделена. Никогда не имевший и не имеющий по-прежнему ни базы, которую он за последний год трижды менял, ни офиса Данилов оказался среди победителей.

Между тем в прессе уже озвучены имена победителей этого незаконного конкурса. Их всего трое. По сообщению «Парадного подъезда» – это ОАО «Автокомбинат № 2», ОАО «Межгородтранс» и МУП «Саратовгорэлектротранс».

Если бы баллы проставлялись в строгом соответствии с решением думы, то ни СГЭТ, ни второй автокомбинат, не имеющие ни водителей, ни базы, не выиграли бы и половины маршрутов. Следовательно, либо были представлены фальшивые сведения, либо важные сведения брались «с потолка», о чем свидетельствует и протокол по лоту № 9, где, как и в большинстве протоколов, баллы по критериям отсутствуют, а итоговое количество баллов по ООО «Альянс-авто» заботливо исправлено. В разделе по критериям о ДТП, совершенных водителями, ДТП всех угодных до сих пор неизвестным, но, возможно, материально заинтересованным автором списывались на один не нужный ему лот, а неугодным – на все лоты, что явно смахивает на коррупционную составляющую.

Автокомбинату отдали 36 процентов всех графиков в качестве компенсации за нанесенную обиду по итогам предыдущего конкурса, хотя своего транспорта он не имеет. Зато обладающий ею «Межгородтранс», крупнейший некогда перевозчик, получил всего долю в 17 процентов. Бывший СПАТП–4 ранее осуществлял почти 40 процентов всех перевозок пассажиров по Саратову. И хотя собственного транспорта осталось крайне мало, он имеет мощную современную базу и огромный опыт пассажирских перевозок, пожалуй, самый большой в городе, но был незаслуженно отодвинут от участия в конкурсе 2006 года. И выделение ему теперь достаточно хорошего куска от нежелания ссориться: себе дороже. Вот и дали блин.

Зато, в отличие от поимевших с помощью комиссии большие наделы, но не имеющих практически никакой базы перевозчиков, Саратовский автобусный парк, расположенный в центре города, обладающий собственным автобусным парком и предложивший перевозку на ряде маршрутов автобусами, а не ГАЗелями, льготных пассажиров, практически ничего не получил.

«Рогатые» ГАЗели саратовской

породы

Что удивительно, «Саратогорэлектротрансу» тоже отвалили большой кусок – 34 процента. Очутившись по другую сторону баррикад с администрацией города, он вскоре получил дополнительные графики от господина Иващенко, те самые, которые использовал почти два года, хотя даже Положение давало право всего на три месяца. После чего между предприятием и Иващенко возникла большая дружба, которая, говорят, длится по сей день. СГЭТ в данном деле серая лошадка. Похоже, вывеска городского электрического транспорта используется для окончательного превращения предприятия в автобусно-ГАЗельное, хотя специфика автоперевозок серьезно отличается от перевозок электротранспортом. А небольшой цех собственных автомобилей, главным образом, служебных легковушек и грузовиков, конечно же, не может быть базой для подобного «совмещения профессий». По существу же, СГЭТ выступает как обычный посредник, которому Сомов вроде бы объявил войну.

Неправдоподобны разговоры о том, что автоперевозки должны финансово помочь СГЭТ прочно встать на ноги. Поскольку дело коммерческое, сомнительно, чтобы доходы от него шли на нужды самого предприятия. Они, есть такое мнение, идут руководству. И тогда это, очевидно, должно гасить его интерес к электротранспортным перевозкам и всецело заниматься развитием автомобильных. Или, может быть, МУП собирается развивать конкуренцию, так сказать, внутри себя? И как он это будет делать, обладая правом на автомаршруты, параллельные целому ряду маршрутов собственного же электротранспорта? Непонятно и обещание выделить ему бюджетные средства для покупки собственных автобусов. Право, было бы лучше, если бы для СГЭТ приобрели побольше новых троллейбусов, трамваев, починили изношенные рельсовые пути и проложили скоростную трассу, о которой столько разговоров. Но это обстоятельство во внимание не принимается: вся вышеописанная программа может стать началом конца «рогатых» и «рельсовых» представителей последнего государственного вида транспорта.

Везде – и в мире, и в России – электротранспорт занимается трамваями и троллейбусами, а автомобилисты – автобусами. Исключение составляют три-четыре европейских курортных городка, где на линию выходят 15 троллейбусов (трамваев нет) и 20 автобусов. Ставить миллионный Саратов на одну линию – кощунство, тем более, в России уже дважды (один в прошлом веке, второй в этом) ставились такие эксперименты, но оба провалились. Но в Саратове на эти уроки не обращают внимание. И понятно, почему… При всех многочисленных громких заявлениях (на всех уровнях городской власти) о необходимости ликвидации «маршруток» и что именно для этого их и передают в СГЭТ, факты говорят о другом. На всех параллельных маршрутах, уже переданных в СГЭТ, перевозки автотранспортом увеличиваются, а не уменьшаются. Попытка насыщения автобусами (тем более, планирование приобретения новых автобусов за счет бюджета) при крайне изношенном парке трамваев и троллейбусов, изношенных путях противоречит и здравому смыслу, и экономике. Не лучше ли вложить эти деньги в развитие скоростного трамвайного маршрута № 3, и пассажиры сами к нему потянутся, и не надо будет ликвидировать ни ГАЗели, ни автобусы.

Единственно подходящая версия окончательно приобщения СГЭТ к автобусным перевозкам связана с этим предприятием как с местом будущей работы господина Иващенко, уже нанесшего огромный ущерб пассажирскому транспорту города: не только остановившего его развитие, но и отшвырнувшего минимум на 6–7 лет назад, о чем неоднократно писалось в газетах.

«На Украине Ющенко – у нас Грищенко!»

Перевозчики говорили на пресс-конференции о невозможности получить официальные документы об итогах конкурса для обращения в суд. Председатель конкурсной комиссии Гришаев предлагает получить протоколы у главы администрации. Сомов же, сообщивший перевозчикам на встрече, что конкурс отложен, теперь дает интервью газетам о своем неординарном трудолюбии с уверениями о проведении конкурса, причем исключительно в интересах города. Сообщается в прессе и о 15 процентах «бесхозных» лотов. Кому они будут розданы без договоров, даже не требует комментариев.

В своем интервью Сомов рассуждал о необходимости учитывать мировой и российский опыт, по которому транспортом в городе занимаются муниципалитеты. Более осведомленные специалисты могли бы ему подсказать, что в Саратове с 1999 года организацией перевозок занимается исключительно администрация города. «Поплыл» градоначальник и когда оправдывал факт передачи графиков СГЭТ. Он без смущения заявил, что насыщение автобусами СГЭТ позволит правильно формировать маршрутную сеть; как будто он не знает, что формирование маршрутной сети находится исключительно в ведении администрации и никоим образом не зависит от того, где и у кого находятся автобусы.

Столь поспешные заявления Сомова на фоне серьезных обвинений конкурсной комиссии, многочисленных жалоб в силовые структуры и суды, официальных заявлений Федеральной инспекции Ространснадзора в прокуратуру и Сомову по поводу грубейших нарушений законодательства при проведении конкурса наводят на мысль о том, что не все так гладко, как нам хотят представить ситуацию чиновники. Правильнее было бы дождаться судебных решений, а потом делать заявления и какие-либо конкретные шаги.

За последние годы сменилось несколько временных и постоянных глав горадминистрации. Но дела ни в одной сфере лучше не стали. Зато в тени Сомова и его предшественников оказалась деятельность главы самоуправления Олега Грищенко, который вроде бы вообще ни к чему отношения не имеет, а на деле заправляет всем. В Саратове создана и успешно действует властная система «двоевластия». Она всячески игнорирует закон или превращает его в ширму, за которой удобно прятаться от глаз горожан, знающих, кто является режиссером этих «демократических» спектаклей с различными тендерами с участием узкого круга своих людей. Это уже ни для кого не секрет, и увидев на бегающих по Саратову протестующих автобусах прозрачного содержания плакаты «У них Ющенко, у нас – Грищенко!», граждане снова все поняли…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12022009163358&oldnumber=475