"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (475) от 12.02.2009

Афера века, или Неудавшаяся кража

Светлана ТЕНЕТКО

4 и 5 февраля в театре оперы и балета состоялось, заметим - впервые, концертное исполнение оперетты Жака Оффенбаха «Бандиты, или Дело о трех миллионах» (за пультом – дирижер-постановщик спектакля, народный артист России Юрий Кочнев; режиссер-постановщик Андрей Сергеев). Последний раз этот спектакль шел на сцене оперного почти сорок лет назад, да и в полном виде данное произведение звучит довольно редко.

Коварный и беспощадный кризис коснулся не только бизнесменов, но и покусился на святое – культуру. Наш «любимый голубой экран» сообщает, что на Бродвее закрылось уже тридцать семь мюзиклов. Декорации разбираются и вместе с костюмами продаются буквально за копейки. Новые постановки этого довольно популярного и весьма затратного жанра пока не планируются. По информации источника, безусловно, заслуживающего доверия, сокращает постановки и известная Метрополитен опера, отменена премьера в Большом... А вот Саратовский оперный, несмотря на уже довольно редкие оптимистичные заверения правительства, представляет нам вторую премьеру в этом сезоне.

Надо отдать должное руководству театра, которое поступило поистине по-джентльменски: несмотря на то, что деньги на декорации и костюмы задержались в пути, анонсированный спектакль зрители все же увидели в назначенное время, правда, пока только в концертном исполнении.

Название оперетты Жака Оффенбаха «Разбойники» (в редакции театра «Бандиты, или Дело о трех миллионах»), как нельзя лучше, соответствует моменту. Некое государство, где-то на границе с Гренадой (не стоит искать его на карте, ибо оно лишь плод воображения автора), погрязло в коррупции, воровстве, взятках. Оставшиеся в казне три миллиона – и те на поверку оказались мыльным пузырем. Ничего не напоминает? Уж очень знакомая картина.

Вот на этом-то фоне и разворачиваются дальнейшие события. Шайка бандитов уже давно сидит, что называется, без работы: грабить особенно некого, да и нечего, ведь в государстве деньги давно закончились. Но предводитель шайки, любимец женщин, обаятельный и неотразимый Фальсакопа (народный артист России В. Верин) решается на «аферу века» – украсть последние три миллиона, предназначенные на выплату части долга соседней Гренаде.

План Фальсакопа постине безупречен: захватить Гренадскую принцессу (Т. Гринчук), прибывшую для бракосочетания (это и было условием скостить часть долга) с местным принцем (М. Кожушко), прямо скажем, не отличавшимся пуританскими нравами и заботой о делах государства. И под видом Гренадской принцессы представить принцу свою красавицу дочь Фиореллу (Т. Соболева), влюбленную в новоявленного бандита, бывшего фермера Фражелетто (лауреат всероссийских и международных конкурсов С. Сидоров), которого накануне ограбила банда ее папаши.

И все бы получилось, но вмешался злой рок в лице министра финансов (А. Баев) – страстного любителя женщин, спустившего на них всю казну. Чтобы как-то выкрутиться из этой, прямо скажем, патовой ситуации, министр не придумал ничего лучшего, чем предложить Фражелетто взятку. Взятка, по нашим временам, дело весьма обычное, но вот сумма... Тысяча франков – вся оставшаяся наличность государства. Помилуйте, тысячу вместо трех миллионов! Это же просто моветон, скандал.

А тут еще совсем некстати появляется каким-то образом освободившаяся настоящая принцесса. Как говорится, в драме была бы немая сцена, но на сцене оперетта, а значит – канкан.

Забегая вперед, скажем, что это еще не финал. А вот каким будет настоящий финал, зрители, вероятно, смогут увидеть в марте, когда спектакль выйдет во всем своем блеске, как полагается: в декорациях, костюмах, с разговорными диалогами, когда каждый персонаж раскроется во всем многообразии своей сценической жизни, что, кстати, удлинит его временные рамки раза в полтора.

Несмотря на отсутствие декораций и довольно небольшое «жизненное» пространство для артистов (оркестр располагался не в привычной оркестровой яме, а прямо на сцене), им все же, на наш взгляд, удалось показать основные черты характеров персонажей, оставив возможность зрителям самим дорисовать образы героев. Чтобы зрителям была понятна фабула спектакля, в концертном показе ведущий (заслуженный артист России В. Демидов) читает специально написанный по такому случаю пояснительный текст, представляя дейст-вующих лиц и объясняя происходящее между ними. И все это на фоне великолепной музыки «Моцарта Елисейских полей» Жака Оффенбаха.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12022009163723&oldnumber=475