"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (475) от 12.02.2009

Саратов - славный городок

Юрий ЧЕРНЫШОВ5 февраля в Государственном музее К. Федина состоялся творческий вечер Тамары Петровны Фокиной "Ах, Саратов, городок славный". Тамара Петровна, доцент кафедры социальных коммуникаций ПАГС, философ, известна саратовцам и как поэт.

А менее широкому кругу - еще и как исследователь души города, его образа, его, говоря научным языком, метафизики.Музей К. Федина - "родной" для Тамары Петровны. Именно здесь еще в октябре 1997 года ею был прочитан доклад "Метафизика Саратова". Тогда само слово "метафизика" применительно к городу вообще было диковинкой для широкой публики, а уж применительно к Саратову - тем более. Но доклад стал статьей (журнал "Волга", № 1, 1998 г.), положившей, вслед за аналогичными исследованиями Москвы и Петербурга, начало новому типу исследований культурно-символических ресурсов Саратова.

Заметным явлением в культурной и научной жизни Саратова стало осуществление Тамарой Петровной в 2003 году масштабного историко-культурного проекта "Ворота в Саратов", посвященного экономическому и культурно-символическому ресурсу города, возможностям его использования и преодолению тех неприемлемых черт и качеств городской среды и жизни, которые можно назвать "антиресурсом".

Но город можно постигать не только в научных, но и в поэтических текстах, и Тамара Петровна делает это мастерски. Собственно, поэзия - это и есть, как правило, метафизика: образное, символическое, метафорическое выражение сути предмета, явления, события. То, к чему постоянно прибегали классики литературы и поэзии в передаче души города. Вспомнить хотя бы Пушкина ("Люблю тебя, Петра творенье,// Люблю твой строгий, стройный вид,// Невы державное теченье…"). Или В. Брюсова ("Дремлет Москва, словно самка спящего страуса…"). В стихах Тамары Петровны Фокиной находят отражение поэтические образы не только Саратова, но и других городов, которые она посещала: Балаково, Балашов, Астрахань, Тольятти, Пермь. Но, конечно же, главное внимание направлено все-таки на наш город, на стремление понять и поэтически ответить на вопрос: почему Саратов, обладающий уникальной культурой, огромными духовными возможностями, часто оценивается совсем в иных, негативных, отталкивающих тонах, начиная от "деревня, глушь, Саратов" и до наиновейшего "деревня Гадюкино".

Любимый же образ Саратова для Тамары Петровны, кажется, - рыба. "Город сверху как звездный покров// Снизу - словно огромная глыба// Как расставишь костяшки домов// Так воскликнут прохожие: "Рыба".

Этот образ рыбы изначально врос и в самые первые научные работы Тамары Петровны: "Да, глушь, да - мы молчаливые, глухие рыбы. Но глушь не потому, что не слышим, а потому, что многого не желаем слышать, в том числе и то, что говорят в столицах", - писала она в упомянутой статье в журнале "Волга". Или еще из ранее написанного: "Ходит рыба в море в глубине// Скачет всадник в поле на коне// Строит город избы на горах// Ладит стрелы ангел в небесах.// Не попала рыба на крючок// Видит всадник в поле огонек// Город ищет имя для побед// Лишь любви небесной// Что-то нет, как нет". (А у меня так и напрашивается: а потому и не находит "ИМЯ для побед", что и герб-то у города рыбий, и кровь…).

И долго образ глухой, молчаливой рыбы будет проступать, как пятно на протекшем потолке, сквозь все попытки облагородить имидж Саратова. Впрочем, в неблагоприятных для имиджа города оценках есть так называемая "сермяжная правда". На это обратила внимание выступившая в той части встречи, что принято называть "прения", профессор Академии права Валентина Слобожникова, констатировав то, что интуитивно осознается многими саратовцами: близость Саратова к деревне накладывает сильнейший отпечаток на социально-экономическое поведение людей. В Саратове, по ее мнению, низко ценится человек, личность, здесь "может пройти любая гадость и не хватает внутреннего единства порядочных людей". Собственно, это то, что и находит питательную почву в "человеке саратовском", и проистекает из него же, и о чем писала Тамара Фокина: "Идет горожанин уныло// В пакете батон и кефир// Рекламное куплено мыло// В кармане заветный пузырь.// Спешит торопливо в подворье// Ведь два пузыря под полой// Один - с огневою водою// Другой же пузырь - мочевой".

Прочитала Тамара Петровна и несколько своих сказок. Пишет она их для внучат Аннушки и Мишутки. И то правильно - не для глухих же рыб их писать. Прозвучали на вечере также и новые, неопубликованные ранее стихотворения. Сами их названия ассоциируются с Саратовом, этим "славным городком", очень метафизически: "Плач", "Сон", "Сожаление", "Покаяние", "Неверное ударение". И такая тональность звучит более искренне, чем если бы это было наигранное бодрячество.

В связи с темой вечера мне вспомнились и несколько лермонтовских строк о Москве: "Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметричном порядке…нет! У нее есть своя душа, своя жизнь. <…> Каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!".

И подумалось: последние слова сказаны как-будто для творческого вечера Тамары Петровны Фокиной и к ней непосредственно относятся.

В заключение вечера Тамара Петровна поблагодарила всех за внимание и отметила тех, кто в той или иной мере причастен к изучению метафизики города и сотворению его позитивного имиджа, кто вносит вклад в его привлекательный культурно-символический образ.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12022009163753&oldnumber=475