"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (476) от 19.02.2009

Совет да любовь информационного общества

Юрий ЧЕРНЫШОВ

12 февраля состоялось заседание Совета по развитию информационного общества в стране под председательством президента. Это первое заседание Совета после подписания Указа о его создании в ноябре 2008 года. За три месяца стало ясно, что указы сами по себе не работают и ничего

не создают. Нужны организационные усилия, нужна структура, ответственные исполнители, штат, средства, пинки

и зуботычины. Иначе в принципе ничего не может быть

ни создано, ни тем более развито, особенно в России.

Что президент и отметил, припомнив, что ровно год назад –

в феврале 2008 года – им была подписана Стратегия развития информационного общества, но план ее не доработан

до сих пор.

Под информационным обществом в последние время стали понимать то состояние, что недавно обозначалось бессодержательным «постиндустриальное». Этой проблеме перед самым подписанием Указа Президента еще в октябре прошлого года были посвящены общественные слушания, проведенные комиссией Общественной палаты по региональному развитию и Рабочей группой Общественной палаты по развитию информационного общества в России. Тема называлась довольно провокационно: «Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?». Это, в общем, говорит о том, что содержание понятия «информационное общество» еще не устоялось.

Но уж коль скоро произнесено слово «развитие», то предполагается, что «информационное общество» в стране уже создано, но как бы замерло и не стремится к какому-то ориентиру.

Одним из ориентиров, обозначенных на Совете, как и ранее на слушаниях, является готовность страны к сетевому миру. Это включает в себя так называемое «электронное правительство» с электронным же документооборотом, включая полную отчетность и открытость его перед гражданами. А также информатизацию самой болевой точки общества: проблематики ЖКХ, использование компьютерного пространства для публичного обсуждения социально-экономических и общественно-политических проблем, организацию учебного процесса в учебных заведениях страны и многое другое, связанное с телекоммуникационными услугами.

Со всем этим, отметил на Совете президент, дело в России, по оценкам рейтинговых агентств, обстоит традиционно: отставание по многим важным позициям от того, что достигнуто в передовых странах (опять же США и Япония) таково, что задвигает Россию в среднем на 70–80 места в мире и ставит рядом с Зимбабве. А по электронному правительству президент даже привел динамику по годам: в 2005 году – на 56 месте, через два года – в 2007 – на 92! Лихая, надо сказать, тенденция в самые финансово благополучные годы! И это при том, что в каждой четвертой семье есть компьютер, а все федеральные и иные структуры власти обеспечены современными компьютерами и включены в Интернет. Да только для граждан-просителей ничего от того не улучшилось. Документооборот как велся на бумаге, так и ведется, ответа на запрос можно ждать месяц (да и законодательство закрепляет это правило века гусиного пера). Компьютеры же, по словам президента, используются как пишущие машинки (и, дополним президента, как «машинки» для раскладывания пасьянса).

В период кризиса проблема нашего соперничества с Зимбабве особенно обостряется. Только в Москве сейчас уже насчитывается около 20 тысяч безработных программистов – костяк кадров для разработок информационных технологий (IT). Кризис кризисом, но Запад оказался тут как тут. Для привлечения специалистов информационных технологий Евросоюз и США уже открыли или расширили специальные программы «Голубая карта» и «Зеленая карта». И есть опасения, что Россия станет не только великой сырьевой «державой-придатком» для Запада, но и великой поставщицей обученных кадров, великой «халявой» для Запада.

Что же на Совете решено предпринять для опережения Зимбабве?

Во-первых, поставлена задача в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. Для этого реализовать План (который пока не утвержден) – составную часть Стратегии, увязав его с бюджетным финансированием. Это, по оценке советника президента, бывшего министра связи (назначен секретарем Совета) Леонида Реймана, может вывести нашу страну на 20-е место в мире к 2015 году по тем же рейтингам.

Были созданы восемь межведомственных групп, во главе которых поставлены руководители профильных министерств – от министра связи и массовых коммуникаций до директора ФСБ. Девятая группа – по развитию информационных технологий в региональном масштабе – была создана дополнительно по предложению мэра Москвы Юрия Лужкова, который ее же и возглавил в рамках правила «инициатива всегда наказуема».

С особой остротой на обсуждении на Совете перспектив развития информационного общества в нашей стране стал вопрос о традиционной заскорузлой «закрытости» и «засекреченности» всего, что только можно. Как заметил участник совещания, председатель правления Фонда «Институт современного развития» Игорь Юргенс: «Это исторически, генетически, как угодно, – тяжелая проблема. Ведомства не обмениваются информацией, обладая всеми этими компьютерами, очень современными. Не обмениваются не потому, что не могут, а потому что они или не хотят, или запрещено электронное правительство между двумя министерствами…Здесь – ФСО, здесь – ФСБ, здесь – вот такое ограничение, здесь – такое ограничение… Закрытость – это… очень сложно решаемый вопрос».

Можно лишь посочувствовать Юргенсу, да и Медведеву. Закрытость – это такой лакомый кусок, создающий видимость «чрезвычайной важности» со всеми вытекающими отсюда преференциями, что его просто так чиновники не отдадут. Не будет преувеличением ожидать, что в этом деле возможен прямой саботаж.

Конечно, проблем, кроме отмеченных самых острых, на пути развития информационного общества более чем достаточно. Но есть и самая большая проблема. То, как использует чиновничество средства, направленные на развитие информационного общества. Как именно, показывает самый свежий саратовский скандал с использованием средств, выделенных на внедрение автоматизированной системы мониторинга и диспетчеризации общественного транспорта на базе технологий ГЛОНАСС (что вписывается в рамки стратегии развития информационного общества). Из 4,5 миллионов выделенных средств по назначению использовано 600 тысяч. На остальные куплены 4 новых автомобиля «Форд» для администрации города. Напрямую как бы не воруют, но себя не ущемляют. И пока не будет использован способ «гнать взашей без права переписки» такую администрацию, как саратовская, быть нам рядом с Зимбабве, быть все время в стартовой позе, но так никуда и не сдвинуться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022009145410&oldnumber=476