"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (479) от 12.03.2009

Мораль и власть

Александр НИКИТИН

Когда в 2004 году (см. «Богатей» за № 49 (279) от 30 декабря 2004 года) я писал о наступлении кризиса в 2007–2009 годах, то, конечно, не рассчитывал, что это предупреждение будет замечено. В те дни цены на нефть росли, а масса маститых и угодливых ученых-экономистов постоянно сладко напевали в ушко народу и правительству, что спрос на нефть и газ будет только из года в год возрастать и поэтому процветание России обеспечено до тех пор, пока эта самая нефть и газ не кончатся.

И народ, и правительство этой лести верили охотно. Недальновидное правительство было озабочено не диверсификацией экономики, не ее структурными изменениями, а розыском и освоением все новых и новых месторождений нефти и газа, да строительством все новых нефте- и газопроводов.

И вот сейчас, когда кризис пришел в Россию, настало время для серьезного осмысления произошедшего и для того, чтобы сделать выводы на будущее.

Я думаю, что все обратили внимание, что финансовый кризис, как таковой, нашу Россию остро не коснулся по той причине, что в России не было сложившейся финансовой системы. Были созданы ее зачатки, но они так и не развились в финансовую систему, питающую всю экономику. Именно поэтому для спасения пораженной кризисом экономики в России не было необходимости снижать ставки кредитования, а выделенные государством для укрепления финансовой системы астрономические суммы были банками направлены не на спасение российской промышленности, малого и среднего бизнеса, а для спасения своих активов за рубежом. Более того, учитывая возросшие риски, наши российские банки благоразумно подняли ставки кредитования, поскольку основные потребители кредитов являются сырьевыми экспортерами.

Особенностью современного кризиса является то обстоятельство, что мировые экономики начали активно искать альтернативные источники энергии, а это для нас, россиян, означает, что уже в ближайшее десятилетие может быть поставлена под вопрос жизнеспособность России как гигантской сырьевой империи.

Спасение России, на мой взгляд, только в том, если одновременно в течение первого десятилетия (дальше времени не хватит) будут выполнены три условия:

а) открытая и нравственная власть; б) нежадные промышленники и финансисты; в) способный к самоорганизации рабочий класс.

В этой статье мне хотелось бы порассуждать только о нравственности и власти.

В условиях, когда, по словам профессора Н. Розова, «историческая инерция российской политики велика, авторитарная колея глубока, надвигающийся внутренний системный кризис очень опасен», роль и значение честной и нравственной власти не просто возрастают, а становятся определяющими факторами. Нынешняя клептократическая российская элита по своей сути элитой в собственном смысле не является. Об этом говорит хотя бы такой факт, что семьи, дети и внуки наших российских вождей в России не живут, обучаются в школах и университетах США и Англии, а выросшие за бугром внуки уже русский язык своим родным не считают и нередко его даже не знают.

Способна ли эта политическая элита спасти Россию, сохранить ее самобытность и ее культуру? На мой взгляд, ответ может быть только отрицательным.

Однако, несмотря на порочность и развращенность российской элиты, возможности заменить ее на другую, здоровую и передовую, пока реально не просматриваются. Более того, возможность заменить нашу клептократическую элиту в ходе честных выборов нереальна из-за неизбежной подмены нежелательных для нее итогов голосования, а попытка отстранить ее от власти в ходе народного возмущения неизбежно выльется в акт кровавой гражданской войны, поскольку наша правящая элита, чтобы сохранить власть, не остановится ни перед какими жертвами и убийствами. Да и развитие событий по второму варианту едва ли возможно, учитывая низкую способность народа к самоорганизации.

Остается только проанализировать имеющиеся в России силы, которые могли бы повлиять на нравственную составляющую власти и тем самым подвигнуть ее на самоочищение, естественно, в рамках и на путях не азиатской, а европейской культуры.

Первое, что приходит на ум, это наша знаменитая российская интеллигенция, собранная в различных творческих союзах, так называемая «совесть» народа. Увы, на мой взгляд, на нее рассчитывать не приходится. Вся она заражена холуйством перед властью, кормится с ладошки у власти, а поэтому, какой бы развращенной власть не была, обличать ее не будет. Лучшим подтверждением этому служит Российская Общественная палата. Тут уж, как говорится, не убавить и не прибавить.

Так что оставим интеллигенцию в покое.

Следовательно, необходимо обратиться к тем организациям, которые своей основной целью объявляют укрепление нравственности, спасение человеческих душ и борьбу с человеческими пороками, то бишь грехами. И здесь, в первую очередь, можно было бы обратиться к Русской Православной Церкви.

Давайте вместе посмотрим, насколько эта церковь способна взять на себя историческую миссию нравственного оздоровления власти и, как некогда учили апостолы, не ненавидя, одних во власти обличать, а за других молиться.

Но что ей может помешать эту историческую миссию выполнить?

На мой взгляд, на этом пути лежат три огромных бревна, которые убрать с дороги не так-то просто. Во-первых, это традиционная консервативность РПЦ; во-вторых, ее сращивание с государственной коррумпированной бюрократией; в-третьих, превращение РПЦ в мощную олигархическую структуру, в крупнейшего в России купца и собственника.

Какими же основными пороками страдает российская власть?

Прежде всего это воровство, стяжательство, разврат, пьянство, презрение к собственному народу, ряженое в патриотизм, и, естественно, ее чудовищная лживость. Можно было бы называть и иные грехи, но, на мой взгляд, эти пороки, или, по церковному, грехи – основные.

Зададим себе вопрос: может ли РПЦ скинуть выше обозначенные бревна с дороги и, обращаясь к власти и олигархам, открыто, как это делали первые апостолы, сказать им в лицо перед всем больным российским обществом:

– власть имущие и олигархи, ваши молитвы не угодны и даже противны Богу. Ваша надежда на спасение заключается только в том, чтобы, умягченные вашими добрыми, честными и благотворительными делами, тысячи и тысячи обездоленных христиан стали бы молиться за ваши погибающие души Господу;

– невозможно не прийти в мир соблазнам, но горе тем, через кого они приходят. Вы главные проводники и источник соблазнов для собственного народа. Вы своим пьянством, распутством, стяжательством развращаете и соблазняете народ;

– если вы желаете возвыситься во власти и в богатстве, то добровольно умалитесь ниже самого последнего члена общества;

– ваше спасение возможно только через трезвый, честный и открытый образ жизни. Перестаньте лгать собственному народу. Перестаньте его обворовывать. Перестаньте его спаивать. Являйте собой пример трезвого и добропорядочного христианина.

РПЦ «ради спокойствия» в обществе сегодня свою проповедь обращает только к рядовой пастве. О честной, открытой и умаленной власти даже не намекает. Проблему трезвости и нестяжательства откровенно замалчивает. Сегодня для нее основной враг – это гомосексуалисты, автоназия, аборты и бездуховность прав человека в европейском понимании.

С другой стороны, после избрания нового патриарха в РПЦ возможны свежие перемены, которые, при известных условиях, могут и привести к такому обновлению русского православия, что оно способно будет во имя общественного блага взвалить на свои плечи этот тяжкий крест.

Итак, на РПЦ есть надежда, но не столь уж большая, чтобы быть оптимистом.

Есть ли в России другие религиозные конфессии, способные при определенных условиях взять на себя ответственность за нравственное оздоровление российской власти?

На мой взгляд, есть, уважаемые читатели.

Такой нравственной силой вполне могла бы стать старообрядческая русская православная церковь (РПСЦ). Старообрядчество строго требует, чтобы вся жизнь человеческая – государственная, общественная, народная и личная – была пропитана религиозными началами, чтобы вся деятельность была освящена Церковью и благословлена Богом, была омолитвенена и облагодатствована.

Опыт «золотого периода» старообрядчества в конце XIX-го и начала XX-го веков показал, что сравнительно с общим населением страны старообрядцы в процентном отношении шли впереди всех в деле образования своих детей, обучения их в технических, ремесленных, агрономических, торговых и иных школах, в организации передвижных школ, курсов для взрослых, воскресных школ, в устройстве воскресных вечеров, внебогослужебных чтений и бесед, в открытии библиотек, читален и других просветительных классов, а также настойчиво требовали всеобщего женского образования. Что касается вклада в развитие науки и культуры, промышленности и торговли, который был сделан купцами и промышленниками из старообрядцев, то это всем известно и не нуждается в специальном представлении.

Непьющие, некурящие, работящие, преданные семье и государству старообрядцы, если предположить, что наша власть захочет собственного нравственного оздоровления, вполне могли бы эффективно выполнить поставленную задачу. Для этого надо дать широкий информационный простор для их обличительной проповеди пороков нашей власти и отдельных чиновников. Что вполне выполнимо.

Но лично мне представляется, что наиболее эффективно с поставленной задачей могла бы справиться Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, в просторечии – мормонов. Они обладают всеми качествами, которые имеются в благодатной среде старообрядческой церкви. Но в дополнение к этому члены этой церкви, воссозданной такой, какой она была при Иисусе Христе, нацелены не только на высокие нравственные христианские принципы в личном и общественном служении, но в них и нет ни грамма религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, которые, на мой взгляд, в какой-то степени присутствуют среди фундаментальных православных старообрядцев.

Другое важное отличие мормонов от старообрядцев заключается в том, что есть опасность того, что, получив мощную государственную поддержку, РПСЦ неизбежно захочет возрождения своего былого величия и потребует для себя особого государственного статуса, как того ныне добивается РПЦ МП. Мормоны в принципе за светское государство и ни о каком особом статусе, какое бы место в российском обществе они не заняли, даже помышлять не будут.

Впрочем, эти проблемы и опасения пока не актуальны.

Мне могут возразить атеисты, что нравственное оздоровление российской власти возможно и без религиозного момента, без обращения за помощью к различным церквям. На этот упрек я могу только ответить одно. Атеизм нигде в мире не создал такого инструмента, который бы объединял множество людей в единое целое исключительно на нравственной основе бескорыстного служения обществу.

Впрочем, если нравственно ответственные атеисты смогут предложить технологии и механизмы нравственного обновления российской власти, кроме как увещевания и пристыжения со стороны церкви, то я с радостью такую инициативу поддержу.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009145216&oldnumber=479