"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (479) от 12.03.2009

О выставках без перехода на личности

Александр ДАВИДЕНКО

В марте исполняется 70 лет со дня образования саратовской областной организации «Союз художников России». Почтенный возраст для этого творческого объединения.

Так совпало, что в январе-феврале в Москве прошла Всероссийская выставка «Россия–11», куда, по результатам двухступенчатого отбора, попали 45 представителей нашего региона. Казалось бы, можно играть туш и поздравлять руководителей с тем, что они сохранили и приумножили доставшиеся им по наследству активы (и не только творческие). Но так ли это?

Если судить по количеству присужденных за последние годы званий «Заслуженный художник», то рост «передового отряда» налицо. Правда, смущает некоторая размытость критериев отбора, в которых творческая составляющая, конечно же, присутствует, но все менее убедительно, а их конвенциональный характер приобретает все более зримые очертания. Возникает ощущение, что сегодня «и трубы стали пониже, и дымы пожиже», но количество дымящихся труб резко увеличилось. Так, удачно подоспевшая Республиканская выставка лишь подтвердила подозрения в усилении общих тенденций превращения художников из творцов в ремесленников.

Разговоры о перманентном кризисе творчества стали уже общим местом, а пресные выставки – традицией. Не спасают ни мнимые (или давно канувшие в небытие) заслуги участников, ни довольно условный авторитет их самих и отборочных комиссий. Даже участие в выставках высокого ранга перестало быть «знаком качества», настолько внехудожественные мотивы стали доминировать в формальных и неформальных отношениях. Отчетные выставки стали производить все более гнетущее впечатление, поражать резким снижением профессионализма участников. Удивляет уже не общая «серость» представляемого, а появление в экспозициях действительно интересных работ действительно интересных художников. Надо обладать поистине недюжинным талантом, чтобы «эксперты», встрепенувшись от дремы, изменили алгоритм отбора и допустили «чужих» в круг невыразительных, но приятных во всех отношениях людей. Ведь сказать, что живопись художника NN совсем не живописна, идея более чем надуманна, композиция ходульна и нарочита, а пафос пустой, но самодовольный, – сегодня это не «comme il faut» (тем более, если высказываться предстоит о человеке достаточно известном).

Нельзя не бросить упрека и самим художникам. Кто-то – желая добиться хоть какого-нибудь публичного успеха (ошибочно считая его эквивалентом успеха творческого), кто-то – в высокомерном затворничестве, кто-то – в веселом «пофигизме», кто-то – в просчитанной (а чаще всего в импровизированной) конъюнктурной многоходовке, но все разбрелись по своим норкам, не желая (по сути) иметь друг с другом ничего общего. Поэтому и такое общее дело, как участие в Республиканской выставке (не частое мероприятие), для многих стало иметь формальный характер. Одни не представляют своих работ вообще, другие представляют случайные работы, ну а третьи – просто не могут прыгнуть выше своей головы. «Галочек» много, а художественная жизнь еле теплится. Возможно, все это – результат природной лени и пугливого конформизма (не дай бог сказать что-то неприятное собрату по цеху), ведь и в собственном шкафу можно найти немало уродливых «скелетов». Да и «собратья» часто имеют определенный общественный вес и должность. В результате «все стали друг друга величать маститостями и знаменитостями, все стали друг у друга восторгаться оставшимися этюдиками и эскизиками и все стали друг другу настолько добрыми друзьями, что на общих, огромных, бесформенных выставках, сменивших прежние выступления групп и течений, принялись с доброй улыбкой друг возле друга вешать оставшиеся этюдики и эскизики, как если бы от малых лет все были влюблены друг в друга и никогда не было времени, что имярек кричал об имяреке, что он сапожник...» Что это – крик души о состоянии дел сегодняшних? Вовсе нет – таково мнение А. Эфроса («Профили») о взаимоотношениях между художниками и о состоянии дел на ниве искусства, имевших место более 80-ти лет назад. То есть история не нова. Но это не повод для нас невзыскательно умиляться посредственностью, а то и полным отсутствием хоть какого-то мастерства лишь на том основании, что измученная, полусонная комиссия (не легкое дело – просмотреть за короткое время около восьми тысяч работ) пропускает на выставку очевидно некачественные вещи и отсекает интересные, но требующие концентрации внимания и сил (а может быть, и желания). О том, что достаточно многое, не допущенное «Москвой» до финала, по своим художественным достоинствам превосходит многое из допущенного, можно было убедиться, посмотрев в феврале в выставочном зале «Союза художников» (на улице Рахова) экспозицию «отверженных», а сейчас – экспозицию «триумфаторов», участников Республиканской выставки от Саратовского региона. По большому счету, пальцев одной руки будет достаточно, чтобы отметить действительно интересные работы (подчеркиваю, работы, т. к. иные крепкие художники представили маловыразительные, вялые образцы своего творчества). И это из 45 отобранных авторов. Вот и судите о «наших достижениях».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009145646&oldnumber=479