"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (479) от 12.03.2009

Разговор о молодежи без наличия таковой

Юрий ЧЕРНЫШОВ

5 марта в Саратовском музее Н.Г. Чернышевского состоялся круглый стол на тему: «Новые люди» в романе Н.Г. Чернышевского и современная молодежь». Подразумевался, очевидно, роман «Что делать?»,

а в качестве «современной молодежи» предполагалось рассмотреть и оценить перспективы развития молодежных движений области. Мероприятие проводилось в рамках объявленного Президентом РФ 2009 года Годом молодежи. Главной целью круглого стола ставилось определение сути понятия «новые люди» в XIX и XXI веках и миссии молодежного социума.

Состав круглого стола был весьма представительный. Только от СГУ были приглашены четыре участника: начальник управления по воспитательной работе Виталий Масленников, профессоры и доктора наук: Евгения Листвина (проф., д.ф.н., кафедра философии и психологии), Елена Морозова (проф., д.и.н., кафедра отечественной истории), Вадим Парсанов (д.и.н., кафедра отечественной истории). В обсуждении приняли участие еще и два представителя воспитательных структур: начальник отдела реализации молодежной политики комитета по образованию администрации города Саратова Татьяна Богданова и начальник отдела ПДН ГУВД по Саратовской области Алла Лачигина, которые красиво и грамотно рассказали о проводимой ими работе.

Татьяна Богданова заверила, что «молодежная политика ясна – мы хотим видеть молодых людей социально-позитивно настроенными» и «вопрос лишь в том, как этого достигнуть, главное – найти место в быстро меняющемся мире» и тому подобное, столь же правильное и бесспорное. Алла Лачигина рассказала о проблемах трудных детей, бесспорно существующих, несомненно, важных и, очевидно, сложных. Да только к «новым людям» Чернышевского усилия воспитателей не имели никакого отношения – те обходились без подобной опеки, они просто жили иным. И потому обилие воспитателей разных сфер сразу обнажало отличие «новых людей» нашего времени от времени Чернышевского и придало современной «сути понятия «новых людей» несколько иронический характер. В качестве же таковых были приглашены лишь участники молодежного движения «Молодая гвардия Единой России» (в обсуждении принял участие лидер СРО ВОО Александр Визиров). Но очевидно, что одна организация, пристроившаяся около партии власти и не имеющая ни четкой идеологии, ни программы деятельности, чем бы она при этом ни руководствовалась, не может представлять весь спектр молодежных движений области. Да и с героями Чернышевского они не имеют никакого сходства. Ведь те в своей жизни и деятельности исходили из осознания вековечной проблемы России – несправедливости общественного устройства и необходимости его изменения. И сейчас ряд молодежных движений Саратова, не представленных на круглом столе, следует этой же установке. Присутствие представителя Комитета по общественным отношениям области было бы очень желательно на подобных обсуждениях. Но и без него хорошо известно, что в области существуют самые различные и по количеству, и по идеологической направленности, и по характеру деятельности молодежные движения. Есть организации политизированные, скажем, «Авангард коммунистической молодежи» (АКМ), комсомольцы КПРФ (вот уж кто, может быть, самые близкие по духу героям романа «Что делать?»), молодежное «ЯБЛОКО», да и просто с названием «Новые люди». Есть религиозной направленности, например, мусульманские молодежные организации. Постоянно проявляют себя откровенные черносотенцы (пресловутое «Монархическое Общество барона Унгерна»), не говоря уже о фашиствующих и националистических группировках.

Но ничего о подобных организациях в выступлениях воспитателей не было сказано. Будто они ни сном, ни духом не ведают об этом. Не заметили воспитатели и растущей политизации школьной и студенческой молодежи, причем политизации протестной. Это пока штрих, но он-то и роднит не замечаемую пока молодежь с героями романа Чернышевского. Естественно, определиться с основными проблемами современного молодежного движения при представительстве лишь «Молодой гвардии», обозначившей себя несколькими акциями сомнительного свойства, оказалось невозможно.

Да и можно ли вообще сравнивать «разночинцев» XIX века, оппозиционеров по отношению к власти, со странным молодежным движением, «взахлеб поддерживающим власть»? То есть с движением, напоминающим те, что наблюдаются в основном в тоталитарных обществах (типа советского комсомола), но совершенно не свойственны демократическим государствам?

Потому о самом романе Чернышевского «Что делать?» было сказано больше, чем о современной молодежи. Хотя поколения молодежи, начиная с 80-х–90-х годов, это произведение помнит только по весьма ограниченной школьной программе. Но конечно, ни современную ситуацию, ни характер обсуждения на круглом столе не имеет смысла сравнивать со временем выхода романа в свет, когда благодаря публикации романа в журнале «Современник» было продемонстрировано общественное мнение, желание перемен, стремление к избавлению от наследия крепостного права. Ни одно литературное произведение в то время не имело подобной реакции и подобного успеха. Может, это произошло потому, что автор романа «проницательно уловил возрастающую роль новых морально-психологических вопросов в жизни современного ему молодого человека». Об этих тенденциях говорила в своем выступлении Евгения Листвина, завершив его сакраментальным вопросом: «Насколько «новые» нынешние «новые люди»?». Но есть ли смысл говорить о том, что современная российская действительность сделала все, чтобы отвратить человека от морально-психологических ценностей и подменить их потребительством, стремлением к «успеху» любой ценой, гламуром и подобными «ценностями», а в качестве противовеса, эдакого «спасительного» средства, предлагает лишь религию и клерикализм монопольно-конфессионального толка?

Несовместимость двух эпох, разделенных третьей, оставившей груз тоталитарного наследия, неопределенность современной России, конечно же, вновь, как и при Чернышевском, ставят традиционный российский вопрос: «Что делать?». «Так что же делать, в конце концов?» – в такой, примерно, интерпретации, вопрос звучал и на круглом столе. Ответ прост, как в «Двух капитанах» Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Не к топору же звать Русь.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009145708&oldnumber=479