"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (480) от 19.03.2009

Автострада в направлении к катастрофе?

Алексей ГОЛЯКОВ

Жители Саратова и Энгельса уже порядком привыкли к индустриальному пейзажу на левом берегу Волги, который за последние годы перенесся непосредственно на автомобильный мост через Волгу. Уже не первый год идет ремонт конструкций моста, и подъемным кранам у сооружения, как и множеству рабочих в оранжевых робах, казалось бы, можно было только радоваться: строительство в губернии ориентировано, как видно, не только на загородные коттеджи и элитное многоквартирное жилье.

Но с начала этой зимы на пятачке на левом берегу, у самого подножия моста, появились непрошеные и неопознанные субъекты. На первый взгляд, такие же рабочие – правда, в робах более неприметного серого цвета, но неразговорчивые и суетливые.

Вдоль берега за считанные дни выросло приличной высоты заграждение, а сразу же за ним – в сторону Энгельса – был вырыт ров на несколько метров глубиной. Работникам «Мостоотряда», выполняющим государственную программу реконструкции моста, приходится в буквальном смысле испытывать «чувство локтя» ревностных к своей работе соседей. При этом положенной при любом строительстве вывески о цели работ, заказчике и подрядчике с планом-макетом будущего объекта здесь и в помине не было.

НесЧАСТНЫЙ собственник

С автобусной остановки «Мостоотряд» – своеобразных ворот в город Энгельс, стоит лишь пересечь на мосту Волгу – направляюсь к гаражам, расположенным перпендикулярно берегу и параллельно забору, за которым – производственные корпуса мостостроителей. Узнаю, что среди собственников гаражей много ветеранов правоохранительных органов, в частности МВД и ФСБ, а также бывших работников мостостроительной отрасли, перекрывавших реки на пространствах всего бывшего Союза. Гаражи были построены еще в 1973 году, при оформлении земельные участки были отданы в пожизненное пользование. Техническое решение постройки гаражей было изначально спланировано так, чтобы они служили еще и подпоркой насыпи перед берегом: на 1,5 метра в глубину и на 2,2 метра над поверхностью земли.

И вот в апреле прошлого года члены гаражно-строительного кооператива «Мостовик» ставятся перед фактом, что администрация Энгельсского муниципального района решает изъять земельные участки (находящиеся, между прочим, в частной собственности) для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района. Постановлением № 1585 от 07.04.08 г. предписано земельный участок общей площадью 883 квадратных метра по адресу «Саратовская область, г. Энгельс, ул. Лесозаводская, ГСК «Мостовик–7» перевести в другую форму собственности «для муниципальных нужд».

Чтобы бросалась в глаза законная завеса происходящего, каждый из претендентов «на вылет» из гаражей и с участка одновременно получил маловразумительное «Уведомление о проведении регистрации ограничения (обременения) прав», подписанное государственным регистратором управления регистрационной службы по Саратовской области В. Кириленко. Юристам, видимо, еще предстоит определить степень легковесности, с которой госслужащие провели регистрацию ограничения, то бишь обременения, недвижимого имущества 13-ти владельцам участков и гаражей. Заметим, что за 7 месяцев до «Уведомления» глава администрации Энгельсского муниципального района В. Белов дал поручение Управлению капстроительства района (А. Скрипник) и Управлению землепользования (А. Попеко) «осуществить… процедуру изъятия». То есть формальное обоснование, что твоя собственность ограничена в твоих же правах, поступила к собственникам в ноябре, а постановление об изъятии было издано еще в апреле. «Телегу», поставленную впереди «лошади», владельцы категорически не признали, более того, поспешность и неграмотность, с чем энгельсский муниципалитет ринулся отнимать и в дальнейшем распределять, сами члены ГСК единодушно объясняют следующим обстоятельством. На левый берег у моста положили глаз влиятельные «варяги», предположительно из столичного региона, которым именно здесь, на низком и склонном к постоянному подтоплению левобережье, понадобилась в ближайших планах на жизнь транспортная развязка. Возможно, с новым подъездным путем к мосту.

Мост в игрушки не годится

Как только стало известно об аппетитах «перестройщиков» предмостовой территории, профессионалы-мостостроители, во-первых, пытались выяснить, с кем же волей случая они теперь будут корпеть под мостом бок о бок, а во-вторых, поставить все точки над «и» в границах технологического дозволенного: объект стратегический, и какая-либо кустарщина или элементарная непросчитанность рисков может дорогого стоить. Ведь мост фактически соединяет Европу с Азией… Однако попытки на личном уровне найти контакт с ключевыми фигурами строительства успехом пока не увенчались, даже несмотря на то, что начальник Мостоотряда № 8 ОАО «Волгомост» Вячеслав Акатов сам выходил не раз по мартовской грязи к берегу и интересовался у коллег документами на строительство.

А бывший заместитель Генерального директора ОАО «Волгомост», заслуженный строитель РФ и лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Александр Швырев вообще считает всю эту затею авантюрой. Прежде всего при возведении автострады, которая пройдет по месторасположению гаражей, будет повреждена дамба, функцию которой они вместе с насыпью выполняют. «Этого делать ни в коем случае нельзя, – говорит Александр Петрович, – поскольку укрепленные железобетонными плитами дамбы является органичной частью мостового сооружения, они суть неотъемлемые инженерные элементы моста, обеспечивающие бесперебойную и безопасную деятельность всего перехода через Волгу».

Ссылка на неблагоприятное состояние правобережных опор моста, – о чем открыто пишется в прессе даже далекими от мостостроения, – важнейший довод против новостроя на левом берегу. Даже школьнику известно, что восточная сторона находится в другой почвенной зоне, грунт там мягкий, неустойчивый, находится он на более низком уровне и подвержен размыву. По мнению Швырева, пропуск автодвижения на стадии проектирования должен обязательно подвергаться просчетам горизонтальных и вертикальных габаритов, интенсивности движения, в том числе пропускной способности. Между тем, начавшиеся строительные фокусы под мостом делаются в стороне, если не в тайне, от мостовиков.

«Кто-нибудь видел экспертные заключения московского НИЦ «Мосты» на этот счет?», – задается вопросом бывший замдиректора «Волгомоста». Также еще один немаловажный фактор, который совершенно проигнорирован. По оценке мостостроителя, создаются условия для дополнительной вовлеченности посторонних лиц на территорию мостового перекрытия, которое станет куда как более доступным, что будет неизбежным в случае реализации задуманного. А это не только дополнительная угроза вандализации объекта, но и фактор лишних ЧП как на мосту, так и возле него.

Не испортить бы картину…

По некоторым данным, подрядчиком выступил «Энгельсстрой». Остальные сведения – либо замалчиваются энгельсской администрацией, либо преподносятся как давным-давно и надежно решенные, никакой ревизии не подлежащие. Автострада с транспортной развязкой и деловым центром вошли в план развития города. Дорога протянется и восточнее поселка Мелиораторов, и далее – на восток с примыканием к автотрассе на Маркс. Для большей «благообразности» объекта модернизация предмостовых гектаров увязана с насаждением зеленых зон вдоль Узморского лога, с обустройством Пономаревских островов. Депутаты муниципального собрания отдельно рассматривали весь блок вопросов по теме 25.12.08 г., но кроме радужных перспектив волжской части Энгельса ничего тревожного не увидели, посчитав, что скоро бывший Покровск окончательно затмит по красоте и чистоте областной центр. «Меня нисколько не удивляет, что нынешний корпус депутатов района примет буквально все предложенное от администрации без сучка и задоринки», – поделился об отношении народных избранников Энгельсского района к проблеме энгельсский экс-депутат, предприниматель Алексей Богданов. По его словам, если они с поразительной легкостью дают зеленый свет на изъятие частных земельных участков с последующим переводом их в разряд муниципальной собственности, сопрягая это к тому же с сомнительным прожектом нового подъездного пути к мосту, то действительно становится более чем видимым сращивание интересов законодательной и исполнительной власти. На примере отдельно взятого района.

Добавим – к этому сращению присоединяются еще и интересы бизнеса, далеко не прозрачного. Ведь не нужно быть пророком, чтобы понимать – в муниципальную собственность значительная часть земель забирается для того, чтобы в дальнейшем передать ее опять в частную собственность, но в другую. В ее держателях уже не будет «простых» пенсионеров и ветеранов. Элитная застройка с голубыми фасадами на месте бывшего клеевого завода подсказывает, кому и зачем нужен короткий путь по автостраде на все направления. Что ж, волжский ветер новым собственникам в паруса. Только не обернулось бы это движение однажды катастрофой под мостом или над Волгой.

P. S. Компенсацию за выставляемый к сносу гараж в 23 кв. метра, находящийся, как теперь выясняется, на «золотых квадратах», энгельсские власти одному члену ГСК пообещали в размере… 162 тыс. рублей. Уже подготовлены соответствующие документы. Между тем квартиры на левом берегу, в непосредственной близи от предполагаемой ликвидации гаражей, превосходят по цене и саратовские квартиры на Набережной.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009193208&oldnumber=480