"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (480) от 19.03.2009

Два летных происшествия

В. АНОВРУС

Газета «Богатей» не раз обращалась к теме, посвященной уникальному природному явлению нашей области – Медведицкой гряде, где уже не первый год ученые отмечают феноменальное явление – возникновение шаровых молний. Рассказы о двух таких случаях принес в редакцию один из наших постоянных авторов, бывший пилот.

Случай первый: «Вальпургиево утро»

Лет тридцать назад экипаж небольшого турбовинтового самолета выполнял рейс Саратов–Адлер–Саратов. Рейс продолжительный, ночной, и возвращались мы в домой довольно усталыми. Наступало утро нового дня, а день этот был, точно помню, Первым мая. Радостное, праздничное солнце медленно всплывало над горизонтом. Синее, атласное небо без единого облачка, зеленый бархат земли внизу и наместница неба на земле – синяя-пресиняя, гладкая, как зеркало, Волга по правому борту – порождали в душе безграничный восторг.

Снижать на Саратов нас начал уже Волгоград. Праздничное небо было пустынным, поэтому, подойдя к границе района диспетчерской связи, обозначенной селом Каменка Красноармейского района, и установив связь с диспетчером Саратова, мы продолжили неспешное снижение. Было разрешено выйти на посадочный курс левым разворотом со стороны Волги. Самолет тихо урчал, как ласковый кот, а я не уставал любоваться красотой весеннего утра, не в ущерб, конечно, пилотированию.

Вдруг эта идиллия была прервана каким-то несусветным грохотом. Казалось, самолет попал под обстрел зенитной артиллерии. Практически все основные пилотажные и навигационные приборы отказали. Пропала радиосвязь. Отказали электрогенераторы, преобразователи, но двигатели продолжали устойчиво работать. Самое страшное в полете – пожар. По скорости горения самолет опережает даже спичку, но признаков пожара не было обнаружено.

В минуты чрезвычайной опасности время в сознании человека странным образом растягивается. В реальном времени проходит несколько секунд, а субъективно это воспринимается как полчаса, а то и больше. В такую прекрасную погоду полоса саратовского аэропорта была видна издалека, поэтому не составило больших трудов довернуться на посадочный курс. Выпустив шасси и закрылки уже на глиссаде, я увидел, что вдоль посадочной полосы выстроились пожарные машины и кареты скорой помощи. Земля все поняла и обеспечила нам надлежащую встречу.

Посадка прошла благополучно, помощь пожарных и врачей не потребовалась. Пассажиры, судя по всему, ничего не заподозрили. Какой-то басовитый мужчина, направляясь к автобусу, спрашивал пожарных: чего это они понаехали, самолет помыть, что ли? «До праздников надо самолеты мыть, а у нас вечно тянут до последнего». Вокруг самолета уже сновали сотрудники авиационно-технической базы. Начальник смены, добрейшей души человек, громовым голосом спрашивал меня: «Это где же тебя черти носили? Где ты молнию поймал?» Радиопрозрачный обтекатель в носовой части самолета, сделанный из прочнейшего стеклопластика, был пробит, прожжен. В отверстии диаметром сантиметров тридцать были видны оплавленные детали радиолокатора.

Электрический разряд поразил мой самолет аккурат в районе Медведицкой гряды. Откуда взялась молния, чуть было не отправившая воздушный ковчег вместе со всеми его обитателями в мир иной, понять было невозможно. Одно из «объяснений»: в ночь на первое мая нечистая сила устраивает свои саммиты. Называют ее Вальпургиевой ночью, и, вероятно, затянувшееся до утра веселье нечисть сопровождала хулиганскими выходками – метаниями куда попало молний и прочим инфернальным хамством.

Чтобы не огорчать в праздничный день начальство, в рапорте о происшествии я предположил, что повреждение самолета вызвано электрическим разрядом, возникшим в результате флуктуаций атмосферы из-за неравномерного разогрева воздушной среды после восхода солнца. Через некоторое время высшие авиационные начальники осчастливили летчиков приказом, в котором повторялась моя гипотеза. В качестве мер, предотвращающих подобные случаи, предлагалось «ужесточить требования к предполетной подготовке экипажей».

Случай второй: «Своенравный ночной гость»

Летчики – народ и суеверный, и верующий. Верования самые причудливые, но за штурвалами самолетов атеистов нет, как нет их в окопах, на кораблях, в забоях шахт и на прочих опасных рабочих местах. Считается, например, что есть люди, притягивающие к себе несчастья. Такие люди есть и на самом деле. Чтобы не попасть в их число, летчики не любят вспоминать о летных происшествиях; беду ведь можно накликать, считают они. О молнии среди ясного неба я постарался поскорее забыть. Года через два, однако, пришлось вспомнить.

События развивались примерно по предыдущему сценарию. Была, правда, глубокая ночь, позади тяжелый рейс во Львов, со многими посадками, но погода была неплохая. Отработав с диспетчером Саратова, экипаж приступил к снижению, и путь наш лежал опять же через Медведицкую гряду. Вдалеке показались уже факелы, которые полыхали в те времена над заводом Крекинг. Вдруг кабина осветилась странным синим светом. На самолетах Генерального конструктора Антонова подсветка приборов – красная, в фюзеляже – обычная, белая. Оглянувшись, я увидел, что рядом со штекером коротковолновой радиостанции висит в воздухе фиолетово-сиреневый переливчатый шарик величиной с небольшое яблоко. Поверхность шарика была покрыта туманной пленкой, и цвет его постоянно менялся в диапазоне зеленый–фиолетовый. Как помню, не страх, а злость охватила меня. Какого черта ты вылезло, чудище поганое! Второй пилот, оглянувшись, тоже увидел непрошенного гостя и начал шумно дуть в его сторону. Я велел ему не отвлекаться от пилотирования, на что он шепотом сказал: «Да это же, как граната с выдернутой чекой». В это время хлопнул клапан автоматического регулирования давления в кабине. «Фонарик» устремился вниз. Я отвернулся. Ровным счетом ничего не произошло. «Фонарик» исчез.

После приземления, на стоянке, я рассказал авиатехнику о ночном госте, и тот обнаружил в антенном узле истлевший, выгоревший фидер. Гость всю энергию растратил на пережигание изоляторов и нам, грешным, ничего не досталось, решили мы на своем консилиуме.

В полете самолет может электризоваться очень сильно. Летчики практиковали нехитрую шутку: остановившись на последней ступеньке выкидного трапа с резиновыми роликами, протягивали руку технику, встречающему самолет. Техник, стоящий на земле, при попытке пожать протянутую руку получал сильный удар статического электричества. Иногда бедняг даже подбрасывало вверх. Понятно, что на это ловилась только зеленая молодежь, да и потом, когда пожимаешь руку техника перед вылетом (а делать это нужно обязательно – примета такая), приходится пожимать нечто, тщательно вымазанное противной, вонючей смазкой. В полете статическое электричество обычно мирно стекает через специальные устройства в атмосферу. А при посадке самолет касается земли маятниковыми тросиками, и обычно значительная часть электрического заряда уходит в землю. Почему именно в районе Медведицкой гряды молнии любят нападать на самолеты – сказать трудно. Возможно, там генерируется какой-то вид особого, плазменного состояния вещества. Может быть, самолет, начиненный мощными электрическими установками, становится ротором в громадном природном генераторе атмосферного электричества.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009194008&oldnumber=480