"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (480) от 19.03.2009

Два вечера с королем танго

Светлана ТЕНЕТКО

Есть мелодии, которые, выпархивая из под пера композитора, как бабочки, проживают лишь несколько мгновений. Но есть мелодии вечные,

и одна из них – танго.

Два вечера подряд с Астором Пьяццоллой и танго подарили саратовцам ансамбль старинной музыки «Трио–Соната» и Павел Мангасарян (аккордеон). Атмосферу камерности и салонности исполнению придавал небольшой зал филармонии, где и проходил концерт. Можно сказать, концерты получились приуроченными ко дню рождения этого гениального певца танго, перевернувшего не только историю танца, но и танцевального жанра танго, считавшегося довольно низкого происхождения. Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года, а концерты «Астор Пьяццолла. Король танго» проходили 13 марта (вечер первый «Начало пути. Карлос Гардель») и 14 марта (вечер второй «Танец со смертью»).

Два концерта, один за другим, по признанию Владимира Скляренко (руководителя ансамбля), первый опыт ансамбля, который, несомненно, удался. А камерный зал филармонии, который поначалу не вызвал у него большого энтузиазма (хотелось представить эту программу большему числу зрителей), позволил сделать общение со слушателями более доверительным, более проникновенным, что называется – глаза в глаза.

Музыку Астора Пьяццоллы, рассказывает Елена Лельчук (фортепиано), ансамбль «открыл» для себя почти пятнадцать лет назад; преувеличенная чувственность и страстность оказались созвучными музыке барокко, которую исполняет «Трио–Соната». Иногда в адрес ансамбля звучала даже критика со стороны коллег по цеху за обращение к такому «бытовому» жанру, как танго. Но в музыке Пьяццоллы танго приобрело совершенно иное звучание и значение. В XX веке это была одна из самых дерзких попыток по-новому осмыслить популярную музыкальную традицию, недаром ее сравнивают с гершвиновским преобразованием джаза. Бережно обращаясь с музыкальным материалом, доставшимся ему в наследство, Пьяццолла сумел вычленить суть танго, сублимировать его агрессивность, сохранив мучительный эротизм, и создал новый жанр высокой музыки, заслуживший повсеместное признание. Пронзительные мелодии чередуются у Пьяццоллы с резкими диссонансами, но во всем неизменно сквозит печальное осознание трагизма повседневности. Эта непреходящая грусть, безусловно, связана с вечной неприкаянностью самого композитора. Подобно Малеру, Пьяццолла мог бы назвать себя «трижды изгоем»: аргентинец, выросший в Америке; приверженец танго в мире классической музыки и джаза; авангардист, вызывающий раздражение сторонников традиционного танго.

А. Пьяццолла поднял танго до такой значимости, до такого высокого уровня, что танец стал уже классическим. Ему удалось найти для него такую форму, которая отвечала вкусам нового поколения, способного оценить возбуждающее действие этой музыки. Эротичность, которая когда-то была скандальной, теперь стала экзотической и заманчивой. И все же Пьяццолла был не только мастером танго, как композитор, он был одновременно и реформатором, умеющим ломать застывшие формы, и истинным художником, способным соотносить свое творчество с той музыкальной традицией, которую сам же и отвергал. Не потеряв органической связи с доставшимся ему наследием, Пьяццолла обогатил его и в своих лучших произведениях сумел коснуться глубинных струн бытия.

Он сделал то, что в голове не укладывалось ни у одного аргентинца, да и вообще ни у кого в мире: смешал несколько стилей, и когда видишь основы танго в классических произведениях этого композитора, то понимаешь, что именно эта жгучая, термоядерная смесь и есть «новое танго» Астора Пьяццоллы.

В музыке Пьяццоллы, рассказывает Владимир Петрович, есть такая особенность, что, играя ее, выкладываешься не только физически, но и эмоционально на все сто процентов. «Когда играешь Пьяццоллу, то после концерта такое ощущение, – делится Скляренко, – что пробежал несколько километров, как минимум».

По словам Елены Лельчук, несмотря на разность менталитета и вне зависимости от страны, танго Пьяццоллы никого не оставляет равнодушным: ни чопорных снобов-англичан, ни немцев, ни голландцев, у которых с Пьяццоллой вообще отдельная история произошла. (На венчании будущей принцессы Голландии, уроженки Аргентины, в церкви зазвучало танго Пьяццоллы «Адиос Нанино», и принцесса Массима не смогла сдержать слез. Это человеческое проявление чувств просто поразило всю монархическую страну, наблюдавшую за венчанием).

В гастрольных концертах первую часть концерта «Трио–Соната» составляет музыка эпохи барокко, а вот во второй довольно часто ансамбль резко переходит к произведениям Пьяццоллы, – рассказывает Скляренко. Благодаря этим гастролям, а именно оттуда и привозят ноты Пьяцоллы, пополняя свой архив музыканты «Трио–Соната», мы имеем возможность услышать не слишком известные, а порой и неизвестные нашему слушателю произведения этого композитора.

На концерте прозвучали произведения, ноты которых можно сейчас найти в Интернете, но большая часть, конечно, импорт из библиотек Рима, Амстердама, Хельсинки, Гамбурга. Аранжировки некоторых произведений для ансамбля сделал саратовский композитор Михаил Хейфец, многое делают уже сами музыканты.

Два вечера с танго дали возможность слушателям окунуться в атмосферу знойной Аргентины и побывать на берегу-де-ла-Плата, что, конечно же, было бы невозможно без великолепного музыканта и искрометного рассказчика Владимира Скляренко. Его рассказ превращал танго в самостоятельный, одушевленный персонаж, который жил и развивался на протяжении всей программы: от « Эль чокло» Анжела Виллолдо и «Ревности» Якоба Гаде до «Либер танго», «Аве Марии» и цикла «Времена года» Астора Пьяццоллы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009194610&oldnumber=480