"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (480) от 19.03.2009

Стёб от Стеблюка

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Сходив на очередную репертуарную обновку театра академдрамы, можно уяснить для себя одно: не все тайны, которые способно хранить человеческое сердце, поддаются словесному описанию. Некоторые из них довольно точно характеризуются междометиями, а другие и вовсе звуками. Зрителям, для которых эта мысль не является открытием, столичный режиссер Сергей Стеблюк в своей инсценировке пьесы Бет Хенли «Сердечные тайны» поможет настроить восприятие на соответствующий звуковой лад. Не случайно все три действия комедии начинаются с громогласного рева сливного бачка.

Не понявшим намека театралам отчаиваться не следует. Шанс исправиться у них есть. Ведь почетное место в убранстве сцены занимает уборная с игривой дверкой из полупрозрачного стекла. От самых сокровенных подробностей человеческой физиологии зрители, по счастью, избавлены. Однако лицезрения характерно оправляемой персонажами одежды им не избежать.

Но туалет – не единственная сугубо бытовая деталь декораций. В оформлении, над которым потрудилась петербурженка Ольга Герр, присутствует старенький холодильник. Время от времени он начинает издавать малоприятный скрежет, прервать который помогает только незамедлительный пинок по его дверце. Но и это еще не все. На сцене весело посверкивает фарами настоящий автомобиль! Вот только то, насколько оправдано его присутствие, сказать трудно. Ведь старенький «жигуленок» демонстрирует зрителям только свой багажник, а тот используется исключительно как сундук для хранения всякого домашнего хлама.

Интересно, что сам Стеблюк эдаким «певцом сантехники» себя вовсе не считает. «В пьесе много мелодраматических моментов, – говорит режиссер. – Чтобы снизить этот пафос мелодрамы, нужны немного вульгарные вещи, подробности быта. Это уже момент некой режиссерской стратегии».

С поставленной задачей Стеблюк успешно справляется. Происходящее на сцене слишком несуразно, чтобы хоть как-то вписаться в каноны мелодрамы. Причем, помимо режиссера, несуразицу вовсю создают характеры трех главных героинь пьесы: Ленни (Елена Блохина, Любовь Воробьева), Мег (Ольга Милованова) и Бейб (Зоя Юдина). Встреча сестер Мэгрет после долгой разлуки равносильна стихийному бедствию. Несмотря на относительную молодость, у каждой за плечами своя неудавшаяся биография и, что хуже всего, – полный шкаф «скелетов».

К примеру, Бейб, младшая из всей троицы, выстрелила в живот своему мужу только из-за того, что тот имел привычку неприятно на нее смотреть. Хороша и средняя сестра Мег. Карьеру в Голливуде она так и не сделала, хотя ради нее в свое время бросила и дом, и любимого человека Дока Портера (Игорь Игнатов, Валерий Малинин). Мелодраматический эффект истории с воссоединением семьи могла бы добавить разве что тяжелая болезнь дедушки сестер, заканчивающаяся комой – обстоятельство, на фоне которого и происходит встреча. Но трагедия того и гляди норовит превратиться в фарс: к примеру, известие об ухудшившемся состоянии старика героини встречают истеричным хохотом. Картину довершают оставшиеся у сестер еще с детских лет обиды друг к другу, неумение сопереживать чужим горестям и нездоровая наследственность: мать девушек повесилась, не сумев пережить уход из семьи мужа. А перед тем, как совершить самоубийство, женщина повесила своего старого рыжего кота. Под конец пьесы Бейб находит разгадку этой тайны: мама сделала это отнюдь не из ненависти к животному, как решили газетчики, а потому, что боялась встретить смерть в одиночестве.

При том, что спектакль длится без малого три часа, он нисколько не утомляет и смотрится на одном дыхании. Динамизм и энергетика пьесы как будто движутся по спирали, набирая обороты ближе к концу действа. И за это хочется сказать Сергею Стеблюку отдельное спасибо. Зрительское.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009194705&oldnumber=480